Рейнис Нитишс и Андрис Малниекс рассказали о своих планах в ралли
![]() |
В начале года появилась информация о том, что двукратный чемпион Европы и бронзовый призёр первенства мира по ралли-кроссу Рейнис Нитишс переходит в ралли, а штурманом гонщика станет Андрис Малниекс. |
Согласно озвученной двухлетней программе, 2020 год спортсмены проведут, набираясь опыта в чемпионатах Латвии и Эстонии, тогда как в следующем сезоне в планах ребят — участие в FIA Junior World Rally Championship. Интернет-портал OpenRacing.ru предлагает вашему вниманию большое интервью с латвийским экипажем.
Рейнис, итак, учитывая сложности с бюджетом и отсутствием мест в ведущих командах, вы решили сменить автоспортивную дисциплину. Почему выбор пал именно на ралли?
Рейнис Нитишс: После латвийского этапа, заключительном для меня в прошлом сезоне, какое-то время я вообще ни о чём гоночном не думал. Не было цели. Не было понимания в какую сторону повернётся карьера. Наверное, на какое-то время немного опустились руки. Спустя время как-то случайно созвонились с Маттиасом Экстрёмом. Он стал первым, кто предложил подумать о таком варианте как переход в ралли. После пришлось довольно серьёзно обсуждать эту идею на семейном совете, поскольку данный вид спорта довольно опасен и мама протестовала. Пришлось убеждать, что мне всё же надо участвовать. Самому мне очень хотелось! Я чувствовал, что это что-то новое и захватывающее. Сейчас ощущаю даже более сильные азарт и желание, чем когда делал первые шаги в ралли-кроссе. В день когда мы с отцом решили, что ввязываемся в это дело, ещё не было ясно смогу ли я привлечь финансирование, кто будет штурманом, как быстро мы получим автомобиль, сколько и где проведём тренировок, и вообще, будем ли мы готовы к первой гонке. Но работали и в результате сформирована программа на ближайшие годы. Если поставлена цель, то не должно быть мыслей о том, что её нельзя достичь!
Какая команда будет вас обслуживать в этом году?
Р.Н.: Сейчас мы создаём свою собственную команду с базой в Екабпилсе. У нас собственная машина и своё техническое обеспечение.
Понятно, почему первый сезон вашей программы пройдёт в Прибалтике. Здесь действительно неплохие условия для роста раллийных спортсменов. Но почему затем у вас в планах именно JWRC, а не, скажем, FIA ERC?
Р.Н.: Компания M-Sport сейчас предоставляет достаточно интересные и доступные варианты для роста молодых гонщиков. Гонки JWRC проходят параллельно с этапами чемпионата мира. Пять этапов сезона где все едут на полностью идентичных машинах. И обслуживание от M-Sport. Мы решили, что это хороший вариант. Именно поэтому в этом году мы также едем на Ford Fiesta R2 — ведь на такой же технике придётся стартовать в будущем.
Как высоко на таком автомобиле можно забраться, скажем, в Латвии?
Р.Н.: Хороший вопрос. Трудно ответить где мы окажемся в Латвии, поскольку пока точно не известно кто ещё поедет в этом чемпионате и как много гонок. Наверняка в заявке будут полноприводные машины R5 и группы N, за которыми нам не угнаться. Может быть попадём в первую десятку?
Андрис Малниекс: Как Рейнис сказал, сначала надо знать кто примет участие. Да, это может быть место в первой десятке. Но ведь к нам могут приехать соседи литовцы и эстонцы на более быстрой гоночной технике, тогда речь пойдёт уже не о десятке, а о первой двадцатке.
Р.Н.: Сейчас, к примеру, собираемся в Финляндию, где только из R2 заявлено восемнадцать экипажей. А всего в стартовой ведомости 140 участников. Понятно, что там нужно смотреть только на то, каким ты окажешься в своём классе.
Я читал в СМИ, что вашими тренерами будут Марис Нейкшанс и знаменитый Маттиас Экстрём.
Р.Н.: Да. Нам везёт на отзывчивых людей, которые предлагают свою помощь, что конечно мы очень ценим. Марис оказался тем, кто когда-то впервые затащил меня в ралли попробовать. Учил, что такое стенограмма и как её правильно записывать. В своё время он сам был хорошим гонщиком, а сейчас работает со многими пилотами. И мне кажется, у него получается быть тренером. С Экстрёмом мы провели три дня тестов в Швеции. Он лично опробовал нашу Fiesta. Будем стараться от всех собирать максимально возможную информацию чтобы быстрее расти в мастерстве.
Из-за погодных условий в Латвии отменили два первых этапа — Ралли «Алуксне» и Ралли «Сарма». В качестве компенсации феврале вы стартуете в Финляндии. Какие-то ещё гонки могут добавиться в вашу программу помимо участия в чемпионатах Латвии и Эстонии?
Р.Н.: В целом, наш календарь на этот год получается не таким уж и маленьким. Да, сейчас Финляндия, а потом, в любом случае, возникает пауза где-то до середины мая, до летней части сезона. Конечно же мы не можем позволить себе так долго ничего не делать. Как-то компенсируем и где-то поедем. Если финансирование позволит и почувствуем, что нам необходимо ещё больше практики, то помимо этого проведём ещё и дополнительные тренировки. Ожидается где-то десять соревнований за год, что не так уж мало.
Известно, что в Финляндии сильный чемпионат — оттуда вышло много легендарных гонщиков. Что ещё знаете о финских ралли?
А.М.: В 2019 мне представилась возможность помочь Мартыньшу Сесксу проехать «Ралли Финляндия». Там сложные дороги, потому что не понятно, где тебя подбросит сильнее, а где слабее. Коварные трамплины в поворотах. Очень интересно! И, конечно, «Ралли Финляндия» — очень быстрая гонка.
Могут ли быть уже в этом году изменения календаря чемпионата Латвии дабы восполнить нехватку отменённых этапов?
А.М.: На сколько я знаю, исходя из собраний нашей автоспортивной общественности, а я присутствовал на одном из заседаний нашей Федерации, к сожалению, сейчас ситуация такова, что нет организаторов, которые бы в срочном порядке могли организовать дополнительную гонку взамен отменённых. Провести Ралли «Алуксне» летом? Организаторы этого этапа заявили, что дороги в том регионе страны для этого слишком мягкие. Так что, скорее всего, к большому сожалению, календарь останется таким какой он есть.
Получается, в латвийском ралли — кризис?
А.М.: Я бы так не сказал. Мы всё-таки неплохо сотрудничаем с соседями. После долгой паузы пройдёт выездной этап в Литве. Работаем и с эстонцами. Надеюсь, что со временем будет один общий интересный Балтийский чемпионат с хорошим призовым фондом чтобы привлечь новых участников и в первую очередь — молодых ребят.
С прошлого сезона латвийский этап FIA ERC стал объединением Ралли «Лиепая» и Ралли «Талси». Как вам такой, более протяжённый формат?
А.М.: Конечно, участникам несколько сложнее, ведь больше времени уходит на переезды и запись стенограммы. Жёстче график. Зато в этой конфигурации появляется разнообразие дорог и становится интереснее.
Р.Н.: Хорошо, что у нас есть гонка, которая может открыть глаза местным спортсменам, так как можно проверить себя на фоне быстрых соперников. Можно на себе прочувствовать что происходит на соревнованиях в Европе и мире. А то у нас ведь обычно как: проехал сто километров, отдохнул, покушал. А если взять этап WRC — там надо пахать несколько дней напролёт с пяти утра до десяти вечера!
А.М.: Могу добавить, что на «Ралли Финляндия» с точки зрения команды всё оказалось относительно легко. Ребята рассказывали, что на других этапах первенства планеты спят не более четырёх часов в сутки. Там всё гораздо более напряжённо.
Проведение этапа чемпионата Европы — это максимум в ралли для Латвии?
Р.Н.: Двум странам Балтии получить по этапу в одном и том же крупной международной серии практически не реально.
А.М.: Если только не будет совместной заявки.
Р.Н.: Да. Мы видим, как сейчас сложно Раймонду Строкшсу и его компании RA Events с получением государственной поддержки и привлечения финансирования для проведения в Латвии гонок FIA ERC и World RX. Я думаю, нужно быть реалистами и остановится на варианте, что в Латвии в приоритете Мировой ралли-кросс и ERC, а у эстонцев — раллийный вектор развития. Эстония в этом виде спорта опережает нас на несколько шагов. У них есть быстрые гонщики. У них, в конце концов, есть свой чемпион мира. Поэтому закономерно, что они проводят WRC Promo Event и мечтают о полноценном этапе WRC.
А.М.: А если когда-нибудь в будущем этап WRC пройдёт в Эстонии, мы сможем, как говориться, пожать им руку и поехать к ним на гонку, поскольку это же совсем рядом.
Рейнис, с 2015 вы успели провести несколько раллийных гонок. Какая из них запомнилась больше всего? И чем?
Р.Н.: Запомнилось «Ралли Талси» в 2018. Там могло быть третье место. Сражался с Блумсом за подиум на последнем допе.
А.М.: Ты тогда ещё заглох на старте!
Р.Н.: Совершенно верно, заглох на старте. А затем после ста километров гонки у нас разница составила всего пятнадцать сотых секунды. Это ралли — третье в моём «хит-параде». Номер два — «Ралли Эстония». Там было ненормальное количество трамплинов. Я не знал, как их правильно прописывать в стенограмме. Марис Нейкшанс потом всё правил. Если бы я поехал по своим записям, то наверняка быстро «финишировал» бы в кустах. И номер один — «Ралли Лиепая», когда мы одержали победу в своей зачётной категории в 2017 году.
Вы успели опробовать несколько раллийных машин. Ford Fiesta R2, Mitsubishi Lancer Evo IX, Skoda Fabia R5, Abarth 124 Rally RGT... Какая из них больше всего понравилась?
Р.Н.: Понятно, что самая крутая из этого всего — Fabia. R5 это R5, вне зависимости от марки. Амортизация, мощность, управляемость — всё на очень высоком уровне. У Abarth — мощнейший задний привод. На грунте этот автомобиль практически неуправляем, но очень быстр на асфальте. Справиться с ним — это серьёзный вызовов для пилота. Lancer — стандартный, тяжёлый. Амортизация, в принципе, ничего, но нельзя даже думать о том, чтобы скакать на больших трамплинах. И Ford Fiesta R2. Передний привод. Впервые опробовал её в 2015 году и тогда всё было таким незнакомым. Мне нравится на ней ездить.
К ралли-кроссовому суперкару из этого списка ближе всего R5?
Р.Н.: Безусловно.
Что сейчас является самым сложным для вас в новой гоночной дисциплине?
Р.Н.: Не отпускать газ в слепых поворотах если в стенограмме написано «проходить на полном газе»! Это самое сложное, поскольку в девяностоградусных, либо в острых поворотах я могу подъехать, поздно затормозить, красиво войти и выйти. А вот если в стенограмме «левый пять» на трамплине, а я не вижу, что там, нужна уверенность. Я думаю, что со временем она придёт и наша скорость возрастёт.
Андрис, ваши впечатления о прошлом сезоне?
А.М.: Прошлый год я провёл, выступая в Литве. Второй сезон подряд я работал с очень быстрым и, как все шутят, сумасшедшим литовцем Вайдотасом Жалой, с которым мы стали чемпионами этой страны. Для меня это уже второй титул в Литве. Получился очень интересный сезон с разными приключениями. Мы выиграли много гонок, так что всё прошло отлично.
Продолжится ли это успешное сотрудничество?
А.М.: Да. В Литве в этом году не так много гонок, тем более, что одна зимняя уже оказалась отменена. В этом чемпионате я продолжу гоняться с Вайдотасом. Поэтому «Ралли Рокишкис», которое является также этапом латвийского первенства Рейнису придётся провести с каким-то другим штурманом. А с Нитишсом, как уже известно, у нас большая программа гонок в Латвии и Эстонии.
В январе Жала вошёл в историю выиграв этап на Ралли «Дакар». На уровне Прибалтики в он выглядит очень достойно. Что можно ожидать от него в будущем?
А.М.: Этот вопрос, естественно, лучше задать самому Вайдотасу. Знаю, что в основном он концентрируется на «Дакаре». Классическое ралли ему нужно чтобы «не остыть», для тонуса. Вся работа, которую Жала проделывает в течение года делается с одной единственной целью — ради этого легендарного марафона. Будем ждать следующий «Дакар». Возможно будет больше сюрпризов чем один выигранный этап.
Вы работали с Нитишсом, Воробьёвым, Сесксом, Жалой, Феофановым и другими гонщиками. Кто вас больше всего напугал?
А.М.: Наверное, Вайдотас. Потому что он всегда едет на грани! Не важно первый он идёт или отстаёт на две минуты. Всё равно — газ в пол.
С кем оказалось легче всего сработаться, а с кем — труднее?
А.М.: Янис Воробьёв был для меня как учитель. В этом спорте он научил меня всему. До Яниса я годик проездил с молодым парнем, который сам тогда мало что умел. А тут ещё и я без опыта... Так что, сезоны с Воробьёвым стали моей школой. В это виде спорта от штурмана требуется максимальное содействие гонщику. И все необходимые тонкости я освоил именно тогда. С Вайдотасом Жалой мне очень нравится работать. У нас сразу сложились хорошие отношения, быстро получилась нужная «химия», что очень важно для экипажа.
Теперь сами можете быть учителем для молодых?
А.М.: Я ещё не настолько стар! (Смеётся — прим.) Чем могу — всегда помогаю. Тому же Рейнису. При этом я стараюсь особенно давить советами. Разрешаю ему смотреть и самому записывать дорогу как он её видит. Я могу высказать своё мнение, но всегда отмечаю: «делай именно так, как тебе удобнее и понятнее». Последнее право голоса всегда за гонщиком, ведь это ему надо понимать стенограмму. Моё дело прочитать, а прочитать-то я могу всё что угодно.
Самое сложное ралли в Прибалтике?
А.М.: Хороший вопрос. Здесь много хороших гонок, но их трудно различать между собой. В целом, в странах Балтии, на мой взгляд ралли не слишком длинные, а потому не очень трудные. Можно отметить «Ралли Сааремаа» в Эстонии. Очень приятная гонка — проходит возле моря и всегда собирает много зрителей.
Рейнис, не могу не задать несколько вопросов о ралли-кроссе. Как ты оцениваешь прошлый год?
Р.Н.: В целом, для меня это получился лучший сезон за время выступлений в мировом ралли-кроссе. Я был быстр и стабилен. Если посмотреть на результаты, то ни в одной из тренировок я не опускался ниже первых пяти-шести позиций. Получались высокие результаты в квалификациях. Чувствовал себя готовым, зрелым, что доказал этап в Швеции, когда после досадной неудачи в начале уик-энда (разбитой машины в первой квалификации) мне удалось собраться и попасть на призовой подиум. Да, случались и ошибки. Например, в Абу-Даби, получилась «студенческая» ошибка в первом заезде. Настолько сильно хотел показать хороший результат, что перестарался и пробил колесо в повороте. Дело в том, что я ездил не на полном расписании, а когда у тебя всего три этапа, то кажется, что второго шанса может не быть и ты пытаешься выжать максимум... Да, тут главное не перестараться!
Интересный сезон завершился столкновением фаворитов на последнем этапе в Южной Африке. Гоночный инцидент или кого-то стоило наказать?
Р.Н.: Я думаю, у Андреаса Баккеруда был отличный шанс выиграть титул, но он сам допустил ошибку. Он открылся и сместился на внешний радиус. Тимми Хансен не стал ждать, полез внутрь и бортом автомобиля упёрся в бок машины норвежца. В том эпизоде всё было нормально и никому нельзя предъявлять каких-то претензий. Всё что случилось после — это чисто гоночный инцидент. Хансен немножко «не так» попал в Баккеруда, вот его и развернуло. А то, что после финиша показали телекамеры — это уже немножко шоу. Возможно именно это, а не само столкновение претендентов вызвало столь бурную реакцию болельщиков в Интернете.
Но если бы не аппендицит Гронхольма...
Р.Н.: То именно Никлас и стал бы новым чемпионом! Он силён психологически. Очень быстр и стабилен. И в сильной команде. Если он выйдет на старт в 2020, то однозначно будет одним из фаворитов первенства планеты.
Есть ли шанс, что будущей осенью мы увидим Рейниса Нитишса среди участников латвийского этапа чемпионата мира по ралли-кроссу?
Р.Н.: Пока такая возможность не рассматривается. Ближе к делу — посмотрим. Если бы я думал о полном сезоне, который начнётся в апреле, то только в самом конце февраля я бы мог знать на чём я поеду и где я поеду. Если возможность выступить будет, то я с большой радостью приму участие в Neste World RX of Riga 2020. Но, повторюсь, сейчас об этом даже не думаю.
А если рассматривать другие амплуа?
Р.Н.: В принципе, это возможно. У меня есть много предложений от разных команд. Речь идёт о работе и споттером, и аналитиком, и гоночным инженером. Три в одном. Раз мои знания и опыт ценят, значит в своё время мне удалось хорошо себя проявить.
Планируется, что с 2021 в World RX ралли-кроссовые «суперкары» с ДВС будут соревноваться с электромобилями в одной категории. Кто, на твой взгляд, победит? И реально ли уровнять традиционные машины с электроприводными в рамках одного гоночного зачёта?
Р.Н.: Честно говоря, я пока в это не сильно верю и не вижу должного развития данной темы. В том же электрическом Projekt E на данный момент известно только о трёх участниках. Если соберётся пять, то это будет уже хорошо. К 2021 нужно будет разработать и построить новые автомобили. Кто будет это делать? Сейчас для всех производителей интересна прежде всего Formula Е, которая достигла большого прогресса и ушла вперёд по сравнению с остальными проектами. В связи с этим я опасаюсь, что в следующем году в Мировом ралли-кроссе могут не появиться заводские команды. А найдётся ли частник, который захочет выложить миллионы за разработку и постройку новой электроприводной машины для World RX? Что касается баланса... Быть может, есть люди поумнее меня, но я, например, не знаю, как две такие разные вещи скомбинировать вместе.
Продолжается тенденция, когда в Мировом ралли-кроссе появляются трассы, встроенные в действующую инфраструктуру больших автодромов. При этом из календаря пропадают традиционные, исторические места как, например, Лидден-Хилл. Приходилось читать не всегда позитивные отзыва болельщиков. Что ты об этом думаешь?
Р.Н.: Спорт развивается и двигается вперёд. Все компоненты должны соответствовать современным требованиям, в том числе и инфраструктура. Зрителям нужно где-то жить, что-то есть, что-то пить и так далее. Приезжать непонятно куда никто не захочет и это проблема старых маленьких трасс, которые не могут выдержать конкуренцию и выжить. Ралли-кроссовые трассы на автодромах Формулы 1 иногда получаются очень хорошими. Возьмем, к примеру, Спа в Бельгии. Это, наверное, одна из лучших новых трасс. Там прошёл реально крутой ралли-кросс. Длинные повороты, когда машина входит в заносе на полном газе. Камни во все стороны. Пыль столбом. Всё как надо!
Какая трасса тебе нравится из старых и из новых?
Р.Н.: Из старых нравится Норвегия, причём даже не потому что я там когда-то выиграл, а просто потому, что она классная. Швеция нравится всем, поэтому я обычно говорю, что она мне не нравится. Хотя на самом деле нравится! Из новых, конечно же Бикерниеки в Риге, где я выиграл чемпионат Европы, и это домашний этап. И ещё в Барселоне — круто.
Где самый экстремальный трамплин?
Р.Н.: В Америке, на Nitro Games.
Безусловно! А если выбирать среди этапов World RX?
Р.Н.: Да у нас тут плохо с трамплинами! (Смеётся — прим.). В Абу-Даби сначала был неудачный. Позже, к счастью, его улучшили. В Барселоне — классный, но таким он стал спустя два года после начала проведения там соревнований, после того, как его доработали. Не знаю, неужели так трудно сразу построить как следует? В Риге — большой и впечатляющий, но при приземлении довольно сильно бьёт.
Андрис, хочу спросить о Рейнисе. Слышит ли он штурмана в полной мере?
А.М.: Слышит-слышит! Мы уже провели вместе несколько гонок. Те же «Ралли Лиепая» и «Ралли Эстония». Конечно, иногда он переспрашивает немножко. Порой возникали рискованные моменты на большой скорости. Ему нужно больше практики, больше тренировок и тогда он поедет быстрее и лучше.
В чём ему следует прибавить в первую очередь?
А.М.: Верить тому, что он написал в стенограмме! (Смеётся — прим.)
Текст: Дмитрий Прибылов
Фотографии: Renars Koris, REINISNITISS.com, DPPI, FIA ERC, FIAWorldRallycross.com, GRX
Растет парень! Вырастит большим гонщиком!
Ну как же, в прошлом году SPSR, АЗС Трасса и ЗИЛ пришли со своими командами, продолжил поддерживать свою команду Мособлбанк.
Только что-то трибуны пустые...
и очереди спонсоров нет...
У каждого есть свое мнение - это нормально!