Войти

Константин Цалко: Думал пропустить сезон, но тут позвонил Конопка

Константин Цалко

Mulsanne Club Track Day, Азиатская Серия Ле-Ман, International GT Open, «24 часа Сильверстоуна», работа споттером в ралли-кроссе и многое другое было затронуто в очередном интервью с латвийским гонщиком Константином Цалко.

Судя по твоим высказываниям в СМИ, этот автоспортивный год ожидался практически пустым, но мы тебя увидели в серии International GT Open за рулём Lamborghini категории GT3.
Действительно, я собирался сконцентрироваться на учёбе, тем более что нужно было получить диплом бакалавра. А теперь на горизонте ещё и магистратура... Что касается GT Open, то этот чемпионат появился в моей жизни внезапно. Как всегда, всё началось с неожиданного звонка Миро Конопки: «Что делаешь? Я тут договорился с организаторами. Хочешь проехать на Lamborghini?». Сначала речь шла о двух этапах, так как мы собирались заявиться в класс Am. У меня гоночный статус Silver и меня туда допустили только потому, что до этого я никогда не стартовал на машинах GT3. И уже после первой же гонки мне хотели запретить дальнейшее участие. Слишком резвым оказался. (Смеётся — прим.) В общем, целый сезон мне проехать не разрешили, а на три этапа дали добро.

Константин Цалко

Lamborghini GT3 это...
Сумасшедшая машина! Я не ожидал, что «кузов» может так нестись! Он реально очень быстрый! По ощущениям при разгоне Lamborghini быстрее LMP2. А звук! У лемановских прототипов звук мотора своеобразный. Громкий, круто звучит, но весьма своеобразный. А у Lamborghini, если ты утопил педаль в пол — у тебя в первый раз от удовольствия и удивления челюсть отваливается! Какой прекрасный звук движка!

Насколько я помню, в прошлом году ты стартовал на Lamborghini из одноимённого Супертрофея. Можешь сравнить тот автомобиль с GT3?
По времени на круге эти машины отличаются не слишком сильно. Lamborghini из Super Trofeo мощнее, быстрее разгоняется и быстрее едет на прямой. Зато GT3 гораздо лучше держится в поворотах, так как она аэродинамически эффективнее.

Константин Цалко

В этом сезоне ты победил в «24 часах Сильверстоуна» выступая на технике TCR. Сутки на такой машине — это очень тяжело?
С точки зрения физической формы — ничего особенного. Но та гонка оказалась одной из самых сложных в моей жизни. «24 часа» в туринге — это езда постоянно на максимуме. «Лемановский» прототип требует определённого мастерства — его где-то нужно придержать, чтобы после зайти в связку поворотов быстрее. В TCR же — чуть проще. Ты не щадишь технику и выжимаешь из неё всё, что только можно. И вот представьте. Ранний март. Типично британская погода. Вечером начался дождь, а ночью трасса замёрзла. И тут мы на сликах... При этом автодром Сильверстоун ночью не освещается вообще! То есть ты едешь и видишь маленький кусочек сухой колеи перед собой и пытаешься как-то в неё попасть автомобилем. Самая страшная и интересная гонка в моей карьере. Если честно, ехать суточную гонку на TCR — очень круто и интересно. Драйв, безусловно, присутствует!

Константин Цалко

Ещё в этом году у тебя был успешный опыт гонок на Mazda МХ5 в Словакии, к которому ты готовился, проведя тесты на Ligier LMP2.
В Словакии проводится кубок для автомобилей Mazda MX5. Эта MX5 оказалась прикольной машинкой! Она напомнила мне времена, когда я принимал участие в гонках Legends. Скорости похожие. У участников всё одинаковое — техника, шины и так далее. Резина — полуслики. И вот эти полуслики в сочетании с Mazda дают отличный эффект. Машина постоянно находится в каком то натяге, заставляет тебя вытягивать из неё максимум. За круг ты не успеваешь ни мгновенья отдохнуть. И, кстати, можно успешно применять приёмчики из серии Legends — разгонять впередиидущую машину подталкиванием и за счёт этого обходить других соперников. Так что мне очень понравилось!

А тесты Ligier, зачем проводились? Ведь ранее проходила информация, что Конопка продаёт прототип и закрывает лемановскую программу.
Планы изменились. Команда ARC Bratislava снова поедет в Азиатской Серии Ле-Ман, но на сей раз в «бронзовом» зачёте, поэтому я им в роли пилота там помочь не смогу. Пока решили подготовить автомобиль, поэтому и провели тесты с моим участием. Словаки попробуют побороться за «билет» на «24 часа Ле-Мана». И, если вдруг что, я у них в «конюшне».

Константин Цалко

Там, в Азии ты вновь выступал минувшей зимой. На Ligier бороться с Oreca было малоперспективно. Разобрались в чём один французский прототип лучше другого?
В азиатском чемпионате разрешено ехать на Oreca 03 и на Oreca 05. И на предыдущих прототипах Ligier. Что бы вы понимали, Oreca 07, которая в данное время участвует в FIA World Endurance Championship — это почти та же «пятерка». И вот, от ведущей команды первенства Jackie Chan DC Racing выступают три прототипа Oreca 05. С «тройкой» мы ещё можем бороться, а против более новых моделей Oreca на нашей технике ничего не поделать. В Ligier, в этом году подготовили новый аэродинамический пакет, но и ему пока чуть-чуть не хватает до Oreca. И всё равно я безумно доволен, что выступил в Азии. Мы боролись, мы приехали на подиум. Учитывая уровень команды, мы хорошо себя проявили. Я очень благодарен Мирославу за эту прекрасную возможность! Также огромное спасибо моим родителями и спонсором за оказанную поддержку!

Не могу не напомнить о Ле-Мане. Что там оказалось самым неожиданным?
На всю жизнь запомнил! Выезжаю, первый раз на прямую Mulsanne и не понимаю, почему мне страшно. Вибрация, потряхивает... Что такое? Не понимаю, что происходит. Смотрю на спидометр, а там 330! И тут до меня доходит, что до этого я никогда в жизни на такой скорости не ездил. Да, на той первой тренировке в тот момент я реально обалдел! В общем, в первой практике я привыкал к скорости на прямой. Во второй тренировке я осваивал связку поворотов Porsche. То, как они проходятся — для меня был шок. Когда ты входишь в поворот на 230 километрах в час, а выходишь при 270! Это непередаваемо!

Константин Цалко

А самым тяжёлым?
Наверное, сохранять концентрацию ночью, когда едешь вместе с машинами разных классов. Вообще, ехать там ночью — это максимальное удовольствие. Я очень хотел проехать большой четырёхчасовой стинт. Было особенно трудно уследить за гибридами LMP1, потому что они выходят из поворота с сумасшедшим разгоном. На прямой-то скорости не так сильно различались.

Возникшие технические проблемы и длительные ремонты сильно выбили команду из колеи? Мотивация сохранялась?
Вскоре после старта мы чинили машину из-за поломки генератора. Через час после этого у нас сломалась новая полуось. И вот тогда я увидел на лицах людей, что никто не хочет продолжать гонку. Конопка был готов всё остановить и уехать. Но, поговорили и решили не сдаваться. Ведь столько боролись хотя бы для попадания на «24 часа Ле-Мана»! Я так точно шёл к именно этому моменту всю свою карьеру! Доехали, как могли. После финиша мы попробовали подвести какие-то итоги. И вышло, если бы не потеряли эти часы на ремонты, то могли бы попасть в первую десятку в своей категории.

Константин Цалко

В «Балтийском Ле-Мане», в литовской Паланге, ты выступал на дизельном BMW. В чём преимущество дизеля?
Плюс только в гораздо меньшем расходе топлива. Если машина подготовлена на высоком уровне, то в балтийских гонках на выносливость на ней можно бороться за топ-5. Если я правильно помню, в Паланге ты заправляешься раза два или три, а те, кто едут на бензине заправляются девять раз. А это очень большая разница по затраченному времени. Вдобавок по чистой скорости на круге с дизелем можно войти в первую десятку. Так что в Прибалтике точно есть смысл возиться с этими моторами.

В конце августа ты организовал в Риге Mulsanne Club Track Day? Что это, зачем и с чего вдруг?
Идея провести нечто подобное какое-то время уже была у меня в мыслях и вот, достаточно спонтанно, она воплотилась в жизнь. Года три уже я участвую в роли тренера-инструктора на трек-днях у Стена Пентуса (эстонского гонщика в своё время успешно выступавшего в Мировой серии Renault — прим.). Он всё удивлялся, почему в Латвии нет ничего подобного. Я задумывался, что, да, было бы круто это сделать, но беда в том, что у нас люди более инертные в этом плане. В Эстонии любят гонять, по ним видно. Там на трек-дни приезжают по 30-40 участников и «зажигают» целый день. У нас же люди привыкли беречь свои машины, хотя любят быстрые авто. Тем не менее, я решил, что пора попробовать. Единственное, что пробовать я решил внезапно, задумав организовать всё быстро, за 30 дней, не подумав о планах людей, гоночных календарях... (Смеётся — прим.) Однако, народ собрался, катаются, радуются. Всем нравится.

Для первого раза ты доволен посещаемостью?
Для первого раза — да.

Константин Цалко

Есть ли какой-то ценз?
В принципе, главный «фэйс контроль» — чтобы машина не была тюнингованная. Любая спортивная уличная — допускается. Почему не хочу видеть тюнингованные автомобили? Потому что они имеют свойство ломаться. Да та же 325-я BMW вполне подойдёт.

А если кто-то заявится на Lada?
Ой, вот Лады, пожалуй, не надо! В гоночном режиме она наверняка быстро сломается, а мне не хотелось бы, чтобы остальные участники потом ехали по залитому маслом асфальту. В общем, ребята на быстрых городских машинах — вам всегда добро пожаловать!

Помнится, у тебя ещё был проект Autosport Directory. Как у него дела?
Он жив, здоров, но сейчас живёт сам по себе. (Смеётся — прим.) В какой-то момент из-за гонок, работы и учёбы стало не хватать времени серьёзно заниматься этим сайтом, поэтому я решил отправить его в свободное плавание. Если сначала речь шла о платных объявлениях, то сейчас Autosport Directory — это автономная бесплатная система. Если хотите — регистрируйтесь и пользуйтесь.

Как я заметил, ты был споттером на нескольких гонках у Василия Грязина...
История такая. Однажды позвонил Гиртс Крузманис, владелец команды, и попросил помочь Василию Грязину — потренировать и поработать споттером на его соревнованиях. Поскольку мы с Васей дружим, я тут же согласился, а потом задумался. Ну, ладно, с тренерством-то всё понятно — ты видишь ошибки ученика-гонщика и нужно ему показать (в том числе с помощью телеметрии), что и как следует исправить. А вот работа споттера... Я же от ралли-кросса всегда был, мягко говоря, далёк. Дома сел за Youtube и стал смотреть различные ралли кроссовые гонки. Что, почему, зачем. Созванивался и с Васей. Естественно, со мной поделились информацией, знаниями. Приехали на первый этап и, вроде бы, прошло нормально. Затем, на одной гонке у меня однажды возник казусный момент и вот тогда я отчётливо осознал, какая же это трудная работа. Споттер должен чувствовать и понимать тот миг, когда необходимо пустить гонщика на «джокер». На одном из этапов я хорошо прочувствовал этот момент, и мы красиво сработали — выиграли не менее секунды и Вася был на подиуме. В общем, если ты споттер — ты отвечаешь за гонщика. Когда я выходил на «стойку» было очень волнительно! Одеваешь наушники и думаешь лишь о том, чтобы не облажаться!

Василий Грязин и Константин Цалко

Что из оборудования есть у споттера?
Наушники с рацией. Монитор, который тебе показывает все сектора трассы. И я ещё запускал видео на своём смартфоне. Успевать надо было за всем сразу. И в целом — это очень крутой опыт!

Самому после такого в ралли-кросс не захотелось?
Я, всё же, приверженец асфальта! (Смеётся — прим.)

Есть ли у тебя сейчас гоночные планы на этот и следующий сезоны?
В этом — я уже отдыхаю, но если вдруг кто-то позвонит с интересным предложением, я буду готов выехать немедленно! Сейчас, на всякий случай, я вновь начинаю лемановскую подготовку с точки зрения физической формы. Интуиция подсказывает, что пусть лучше она будет при мне. Про 2019 пока ничего не могу сказать. В самом худшем случае проведу будущий год спокойно, займусь учёбой и работой. Может быть, проеду какие-то локальные гонки в Прибалтике — с этим точно проблем не должно возникнуть.

Текст: Дмитрий Прибылов
Фото: GT Sport, RC New Photography, Sports Racing Technologies.