Войти

Джон Дилейн: Трасса Бикерниеки – это высокоскоростное Монако

Джон Дилейн (Jhon Delane)

В начале июня Ригу посетили доселе невиданные гости. На сей раз, параллельно с прибалтийскими гоночными сериями в рамках Formula Junior Diamond Jubilee World Tour 2016-2018 на старт вышли спортсмены, выступающие на машинах Формулы Юниор производства шестидесятых годов. Американский гонщик Джон Дилейн, в своё время дважды выигрывавший исторические чемпионаты Формулы 1, ответил на несколько вопросов для Интернет-портала Openracing.ru.

Мистер Дилейн, пожалуйста, поделитесь впечатлениями от вашего визита в Ригу!
Замечательное мероприятие! Рига — восхитительное место для посещения. Организаторы проделали просто изумительную работу — всё необходимое, включая удобное расписание и большое количество времени для тренировок нам было предоставлено.

Джон Дилейн (Jhon Delane)

А что скажите о трассе?
Очень сложная. Требуется время, чтобы понять, как здесь ехать быстро, при этом, не попадая в неприятности, которые могут привести к весьма печальным последствиям. Поэтому, как я уже ранее упомянул, просто здорово, что организаторы предоставили нам большое количество времени для работы на трассе. Трасса — трудная. Она оказалась гораздо сложнее, чем я мог себе представить. Это та трасса, которая вознаграждает за терпение. Здесь очень мало мест для обгона. Первый поворот со спуском после стартовой прямой это — о-хо-хо! Страшно быстрый! Но это и прекрасно! Для меня заезды здесь — это освежающие изменения. Дело в том, что современные автодромы строятся с желанием сделать их максимально безопасными. Доходит до того, что у них в итоге совершенно нет собственного характера. А вот у рижского кольца характера хоть отбавляй!

Вы рискнули бы выступить здесь на автомобиле Формулы 1?
Я думаю, для Формулы 1 это слишком опасное место. Те туринговые и спортивные машины, которые здесь обычно выступают, оснащены замечательными каркасами безопасности и прочими средствами защиты гонщика. В этом случае, если ты ошибёшься и где-то вылетишь, ты хоть в какой-то степени будешь защищён. Болиды Ф-1 для этого кольца попросту слишком быстрые, а старые автомобили Ф-1 ещё опаснее, ведь у них нет более современных средств защиты пилота. Здесь, в Бикерниеке, слишком много мест, где малейшая ошибка может привести к крупным неприятностям. Я бы назвал рижское кольцо высокоскоростным Монако. Уличная трасса в Монако не оставляет пилоту запаса на ошибку. В Риге есть очень маленький запасик, но при этом скорости выше. Поэтому, свою Ф-1 я бы лучше привёз в Монако, чем сюда. Тут слишком рискованно.

Джон Дилейн (Jhon Delane)

Что чувствует гонщик, пилотируя историческую машину, зачастую имеющую легендарные моменты в своей истории?
Главное, что присутствует — это ощущение важности машины, которое превалирует надо мной, как гонщиком. Да, я был успешен в некоторых гонках — мне даже посчастливилось что-то выиграть, но причина, по которой мы всем этим занимаемся — возможность показать людям наши раритеты. Причём не просто показать, а хорошо показать. Нам очень повезло, что в своё время руководство Чемпионата мира в классе Формула 1 поняло важность собственного исторического наследия. Теперь временами нам предоставляют возможность стартовать в роли гонок поддержки на Гран-при Ф-1. В прошлом году, к примеру, мы выступили в Канаде, США и Мексике. В этом году запланированы гонки в рамках Гран-при Великобритании. И только потому, что наш график уже полностью заполнен, на Большом призе Франции на старт выйдут не исторические формулы, а спорткары. Таким образом, тысячи людей могут видеть гоночную технику давних времён. Куда бы я ни приезжал, ко мне всегда подходят многие зрители — интересуются, благодарят. Ведь они вблизи вживую видят машины, о которых ранее могли лишь прочитать в книгах или узнать из кадров кинохроники. Не так много осталось энтузиастов, которые видели их или работали с ними в 60-е, в те времена, когда эти авто были новыми. Испытываем мы и определённое волнение — ведь мы поддерживаем эти машины в гоночных кондициях и гоняемся на них. Кроме всего прочего на нас лежит ответственность сохранить, а не повредить исторически ценные автомобили. К счастью, как некоторые вещи в нашей жизни, эти автомобили можно отремонтировать. На одном из моих Тирреллов у меня был неприятный случай. Это произошло во время гонки по улицах По во Франции. В первом повороте у меня на полном газу заклинил дроссель. Машина улетела в стену. В этой ситуации я совершенно ничего не мог поделать. К счастью, всё удалось восстановить. Кстати говоря, на этом Тиррелле раньше выступал французский гонщик Франсуа Север. Так вот, он вылетал на ней три или четыре раза. Так что я по сравнению с ним — так, мелкая сошка. (Смеётся — прим.)

Есть ли у вас желание посетить с историческими гонками Россию?
Я бы с удовольствием приехал! Я надеюсь, что однажды у нас появится такая возможность. В этом случае я не стану долго раздумывать и тут же отправлюсь в путь. Мы бывали в разных местах. В Сингапуре, много раз в Венгрии, во Франции и Великобритании. В Канаде, США и Мексике, о чём я уже говорил. В общем, удалось посетить много разных автодромов. Ведь я довольно давно занимаюсь этим делом!

Джон Дилейн (Jhon Delane)

Как много у вас автомобилей в коллекции?
Два Тиррелла Ф-1, Брэбэм Ф-2. Лотус-18 Формулы Юниор, на котором я выступаю сегодня и Лотус-21 Джима Кларка. Так что, как видите, я достаточно удачлив в плане выбора техники для гонок. И в большинстве гоночных уик-эндов я стараюсь стартовать на двух машинах в разных классах, чтобы получить больше удовольствия за один выезд. Ведь по пути на соревнования мне приходится преодолевать большие расстояния. От Калифорнии до Латвии, мягко говоря, не близко!

Текст: Дмитрий Прибылов
Фото: Ryan Delane, Legends of Motorsports, Raimonds Volonts, batcc.eu