Войти

Александр Ананьев: "Мы ставим задачу стабильности и полного заполнения решетки "Формулы Мастерс"

Предлагаем Вашему вниманию интервью руководителя серии «Формула Мастерс» (ранее «Формула Россия») Александра Ананьева. В нем Александр рассказал про новый сезон, про изменения, которые произойдут в серии в этом году, про технические новинки и про то, что ждет первенство в дальнейшем.

Александр, серия соревнований «Формула Мастерс» продолжает свое постепенное развитие. Например, в начале года серия получила статус Кубка России. Что это дает для первенства и пилотов?
Мы уже 3 года проводим соревнования в «формульном» класса, за это время мы выросли до всероссийских соревнований. Так, в 2014 году, было проведено уже 16 гонок на 5 российских автодромах. Поэтому получение статуса Кубка России — логичный дальнейший шаг.
Для юридической точности нужно заметить, что статус присвоен не серии, а Российская автомобильная федерация объявила проведение Кубка России в данном классе. Разумеется, на начальном этапе наш парк в 12 болидов будет основой проведения Кубка, но это не исключает появления других команд. Кроме этого, наша организация предоставляет полный сервис создания команды для корпораций, которые хотели бы использовать потенциал автоспорт для продвижения своего бизнеса. В 2014 году уже 3 коммерческих организации: «СПСР-экспресс», «ЗИЛ», «Мособлбанк» и 2 национальных пилота (из Казахстана и Кипра) воспользовались этим сервисом.
Концепция корпоративных команд, наше изобретение, заключается в полном техническом сопровождении команды корпорации нашими специалистами, гоночной техникой и оборудованием на весь сезон. Накопленный нами опыт позволяет представить владельцу команды точную смету владения командой на год, что очень важно для планирования бюджетов корпорации.
Таким образом, владелец команды получает в аренду все необходимое для гонок с полной гарантией участия своих пилотов, получения необходимых запчастей и расходных материалов. Владелец команды выбирает пилотов, дополняет коллектив своими PR-специалистами и администраторами, получает неограниченные возможности проведения массовых мероприятий (показательные заезды, выставки, городские шоу) и широко применяет сам факт владения командой в своей рекламе, корпоративной культуре, контактах с партнерами.
Цифры эффективности владения командой очень впечатляющи — примерно, в 3 раза выше, чем применение обычных технологий рекламы, PR, GR. Достаточно вспомнить, что за 2014 год события нашей серии получили освещение на федеральных и международных каналах телевидения более 30 минут (и это без учета повторов передач!), более 1 млн.человек увидели болиды и рекламу партнеров на них во время выставок и городских праздников. Статьи и сообщения о наших событиях получили более 70 млн. просмотров в Интернете.

Многие задаются вопросом, почему первенство сменило свое название на нынешнее. С чем это связано?
Название класса «Формула Мастерс» во многом удобнее для деятельности, а также, хочу напомнить, что термин «Формула России» был связан с первой ступенью развития соревнований, когда гонки проводились только на территории РФ. Российская автомобильная федерация, с учетом строительства автодромов в Казахстане и Азербайджане, реконструкции автодрома в Грузии, развития автогоночного проекта в Беларуси, порекомендовала нам выбрать название, способное стать интегрирующим для постсоветского пространства. Способность гибко соответствовать требованиям времени и общества — это, вообще, черта всех динамичных и успешных проектов.

Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы увидим расширение серии и ее выход на трассы стран СНГ?
Ну почему же только СНГ?! (смеется) А если серьезно, то это очень большая работа, которая сейчас только начинается.

В новом сезоне пилоты будут выступать на обновленных болидах — повысится мощность моторов, изменится аэродинамика. Расскажите, пожалуйста, за счет чего будут изменены характеристики двигателей и какие именно аэродинамические новинки будут введены? (с самого начала в серии используются болиды Tatuus FA010, на которых по всему миру проводится множество серий, прим.ред.)
Первые эксперименты с развитием аэродинамики мы начали еще год назад. Наши пилоты и инженеры высоко оценили возможности нового заднего антикрыла, которое получило больший диапазон регулировок и возможность установки дополнительного элерона. Дополнительный элерон будет задействован уже в 2015 году — он ненамного снизит скорость на прямых, но существенно повысит устойчивость в поворотах, что ощутимо понизит общее время круга.
Касаясь вопроса про двигатели, нужно отметить, что шасси Tatuus FA010 изначально было спроектировано под мощность двигателя до 250 л/с и получило омологацию безопасности FIA F3-2010. Для тех, кто об автоспорте читает впервые, поясню, что двигатель — весьма расходная деталь. На наших машинах могут быть применены двигатели Fiat, Renault, Ford. А также, наши инженеры готовы адаптировать к шасси отечественный двигатель Лада 1.6 турбо, что открывает массу новых возможностей.
Повышение мощности двигателей 2015 года достигнуто за счет установки более эффективного блока управления. Его разработкой занимались инженеры одного очень известного производителя моторов. Первый обновленный блок управления двигателем уже поступил нам для испытаний. Все машины будут оборудованы новыми блоками к началу апреля. Объявление же названия моторостроителя произойдет в соответствии с планом продвижения этого бренда.
Таким образом, энерговооруженность наших машин составила 444 л.с на тонну (200 л.с./450 кг), против 416 л.с. у Renault 2.0 модели 2010 г.(210 л.с./505 кг) и 333 л.с. на тонну — у Formula-4 (160 л.с./480 кг). В прошлые годы модель Tatuus FA010 конкурировала по времени круга с Renault 2.0 на европейских трассах, теперь же, с учетом увеличения энерговооруженности и новой аэродинамики мы уверенно превзойдем их.

Что касается техники — шасси и моторы используются в серии уже не первый год, соответственно ресурс их на данный момент немалый и есть такое понятие как «усталость металла». Как инженеры первенства с этим борются?
С «усталостью металла» нам не приходится сталкиваться, так как основные части машины изготовлены из очень долговечного карбона, а металлические рычаги и детали коробки передач заменяются периодически во время гонок и тренировок. Таким образом, гоночный болид обновляется, практически, непрерывно. Наши механики и инженеры накопили серьезный опыт, обслужив 35 гонок и около 1000 машино-дней тестов, что позволяет уверенно поддерживать традиционно высокий уровень надежности машин Tatuus.

Чтобы поддерживать технику в исправном состоянии требуется достаточно обширный штат квалифицированных механиков и инженеров. Наши технические Вузы выпускают много инженеров в сфере автомобилестроения и автоспорта, но не все из них находят работу на Родине. Работают ли в серии «Формула Мастерс» недавние выпускники высших учебных заведений и поддерживаете ли Вы связь с отечественными ВУЗами?
Да, именно так все и обстоит. Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) уже не первый год присылает своих студентов к нам на практику, двое наших механиков — как раз из таких бывших практикантов. А также, у нас работают выпускники МАДИ.
Собственно, это одна из функций автоспорта — развивать технологии и специалистов. Мы приглашаем все московские ВУЗы автотехнической направленности к сотрудничеству.

В новом сезоне нововведения будут не только по технике, но и в формате уик-эндов, а также в начислении очков. Что изменится по сравнению с прошлыми сезонами?
Да, это верно: по примеру многих европейских серий мы переходим на 3-х гоночный уик-энд. Стандартное расписание уик-энда 2015 года включит две квалификации и одну гонку в субботу, в воскресенье пройдет две гонки. Начисление очков — очень тонкая составляющая, которая призвана соответствовать спортивной честности, выявлять сильнейшего гонщика и, в то же время, стимулировать пилотов пополнять ряды соревнующихся. Баланс различных компонентов был найден в новой системе, разработанной совместно со специалистами Комиссии кольцевых гонок РАФ. Например, при 10 пилотах на старте победитель гонки получит 100 очков, а при 15 стартовавших — уже 150. Этим новая система отражает количество «побежденных» противников в процессе гонки и квалификации. Такая систем не является чем-то совсем новым, скорее — это развитие известной Таблицы начисления очков РАФ. Полностью наша таблица будет опубликована в приложении к Регламенту Кубка России.

Есть ли уже утвержденный календарь сезона-2015, будут ли этапы «Формулы Мастерс» проходить в рамках РСКГ или международных серий? Будет ли продолжена традиция проведения региональных чемпионатов?
Да, календарь сезона-2015 уже выложен на нашем сайте. В скором времени Кубок России в классе «Формула Мастерс» получит свой собственный сайт www.formula-masters.ru, а также, календарь будет опубликован на официальном сайте Российской автомобильной федерации — www.raf.su. К сожалению, плотное расписание уик-энда РСКГ не оставляет необходимого времени для совместных соревнований, поэтому наши гонки пройдут совместно с чемпионатами Татарстана, Краснодарского края, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода. А если будет закончено строительство автодрома в Грозном, то и чемпионата Чеченской республики. Прекрасными соседями по уик-энду также являются первенства MaxPowerCars и Российская дрифт-серия. Уже 2 года мы являемся партнерами российского этапа известной немецкой серии DTM, и если на этот год будут предложены стимулирующие условия, то мы будем рады снова войти в этот престижный уик-энд.
Что же касается региональных чемпионатов, то можно сказать следующее. Республика Татарстан славится своими талантливыми автогонщиками; очень гостеприимен автодром «Казань-ринг», что уже несколько лет приводит к 100% заполнению соревнований республики. Департамент спорта г.Москвы, также, доволен проведением в прошлые годы соревнований и подписал Положение о чемпионате на 2015 год. Уверенным новичком сезона станет чемпионат Краснодарского края.

Не многие слышали об автодроме в Грозном. Известно ли Вам в какой стадии находится строительство и с чем связан выбор этой трассы в качестве места проведения одного из этапов серии?
Автогоночный комплекс «Крепость Грозная» уже принимает картинговые соревнования. Входящая в этот комплекс трасса для автомобильных кольцевых гонок находится в начале строительства, но стройка движется достаточно быстро. Все мы знаем способность региона и его энергичного руководителя Р.Кадырова к осуществлению смелых проектов, поэтому не приходится сомневаться в скором осуществлении планов. Чеченская республика настроена стать серьезным спортивным регионом, и мы им в этом поможем.

Чемпионат Краснодарского края пройдет в рамках одного этапа в Сочи или будут еще уик-энды?
В чемпионате Краснодарского края запланировано два этапа: 14-15 марта и 12-13 сентября. Это серьезный шаг в эксплуатации объектов Олимпиады и Гран-при. Несмотря на выражаемый некоторыми людьми ранее скепсис, трасса получилась интересная. В сочетании с великолепной инфраструктурой и уникальными климатическими условиями у Сочи-автодрома есть отличные перспективы стать российским и европейским зимним центром автоспорта. Очень многое для этого делает Краснодарская краевая федерация автоспорта и лично заместитель губернатора А.А.Саурин.
Сейчас мы видим лавинообразное развитие зимних азиатских серий, но мы вполне готовы победить их в честной конкуренции за симпатии европейских пилотов. Очень важной перспективой я вижу проведение серии картинговых соревнований в крае и создание собственной команды Краснодарского края в классе «Формула Мастерс», которая без сомнения поднимет интерес к автоспорту в регионе, увеличит приток студентов на технические специальности.

Старт нового сезона уже не за горами, можете ли Вы сказать, сколько пилотов и команд уже подали заявки на участие в чемпионате? (в прошлом году в первенстве выступили сразу несколько команд, а основное сражение за награды вели пилоты коллективов Мособлбанка и ЗИЛ/АЗС Трасса, в борьбу с которыми в середине сезона-2014 вступила команда SPSR, прим.ред.)
Общая экономико-политическая ситуация влияет на время принятия решений пилотами и их менеджерами. Мы знаем о серьезном повороте интереса в этом году к российским гонкам, в том числе — от европейских агентств. Так, в частности, мы получили предложение о сотрудничестве от немецкого Motorsport Karriere. Существенным фактором стала отмена на 2015 год проведения немецкой и британской серий Formula-3, а также значительная стоимость участия в европейском первенстве Formula-3. На этом фоне недорогая российская серия (в 5-8 раз дешевле европейских) в сочетании с прекрасными автодромами, надежной техникой и опытными инженерами/механиками выглядит очень привлекательно.
Корпоративные команды находятся сейчас в процессе формирования, но количество поступивших запросов позволяет сделать уверенный прогноз о 100% заполнении серии на 2015 год (10-12 болидов).
Приоритетным мы считаем привлечение талантливых российских пилотов 18-25 лет, это возраст становления настоящих мастеров, закалки характеров. Зрелые пилоты способны показывать великолепные спортивные зрелища, красивые состязания профессионалов четырех колес.

Какие призы или призовые ожидают пилотов по итогам сезона 2015 года?
Вариантов формирования призового фонда существует всего три: 1) завышая стартовые взносы для пилотов и «отщипывая» от них кусочки в призовой фонд; 2) отчисляя от взносов официальных партнеров соревнований определенную часть; 3) привлекая отдельного спонсора награждения.
По этическим соображениям первый вариант мы не рассматриваем. Действительно, если бы пилоты могли вносить «стартовые» в размере 140-150 тысяч условных единиц, то ничего не помешало бы сформировать призовой фонд в 400-500 тысяч условных единиц. Однако, мы стремимся, в первую очередь, создать разумные условия для пилотов, а талант не всегда имеет соответствующий бюджет. Сегодняшний бюджет пилота в наших соревнованиях составляет 65-75 тысяч условных единиц в год. На сегодняшний день — это предел для основной массы российских пилотов.
Мы двигаемся по второму и третьему пути, соответствующие переговоры уже ведутся.

В чем будет заключаться дальнейшее развитие серии «Формула Мастерс»?
На 2015 год мы ставим задачу стабильности и полного заполнения решетки на старте, развития корпоративных команд. Много усилий прикладывается для проведения показательных заездов или показательных гонок в перспективных местах — Алматы (Казахстан) и Баку (Азербайджан), привлечения пилотов из сопредельных стран и Европы. Мы видим способность наших соревнований, как быстрейшей кольцевой техники в России и СНГ стать интегратором для соревнований братских стран вокруг нас, не будем также забывать о прекрасных автогоночных традициях Прибалтики и Финляндии.

Напоследок отметим, что календарь нового сезона включает в себя восемь уик-эндов, по три гонки в каждом. Стартует сезон-2015 8-10 мая гонками на трассе Казань-ринг, в рамках которых также пройдет этап Чемпионата Татарстана. По планам борьба между пилотами завершится в начале октября соревнованиями в Грозном.