Войти

Ф-Рено: Алексей Чуклин рассказывает об этапе в Хоккенхайме

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

Как мы уже Вам сообщали в сезоне-2012 россиянин Алексей Чуклин продолжает выступать в Североевропейском Кубке двухлитровой Ф-Рено в составе команды MP Motorsport, которая в этом году скооперировала свои силы с коллективом Manor Competition. Предлагаем Вашему вниманию подробный рассказ Алексея об этапе в Хоккенхайме, который прошел 21-22 апреля.

Отметим, что рассказ Алексея составлен на основе материала, опубликованного в его блоге, в котором Вы можете ознакомиться с более развернутыми текстами как данного материала, так и других, а также с фотографиями и различными графиками.

Первая практика
Целью первой практики, по большему счету, было перестать путать педали и, самое главное, прикатать тормозные диски, которые на моей машине были новые. В идеале это занимает круга 3-4.
Трасса была на удивление «зеленой», некоторые повороты приходилось ехать на одну передачу ниже, просто потому что было недостаточно держака. Думаю, виной тому были погода и великое разнообразие кузовных серий, усердно полировавших, а также заливавших трассу маслом и другими жидкостями в течение последних дней.

Хоть на трассе было 39 машин, лично мне трафик совершенно не мешал. Короче, достаточно стандартная, скучная я бы даже сказал, сессия. Из примечательного только то, что за 2­-3 круга до конца, коробка решила переключаться самостоятельно, допереключала себя до 6й передачи и дальше прыгала между 7й и 6й, не реагируя на мои действия. Разумеется, я сообщил об этом по радио и сразу же заехал в пит. Позже выяснилось, что отломился один их контактов на разъеме руля (на котором лепестки переключения передач).

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

Вторая практика
Сессия обещала быть интересной. Во-первых, надо было уже как-то начинать валить, во-вторых нужно было прикатать новые колодки (проще, чем диски), в-третьих, поскольку у многих была дополнительная резина, оставшаяся с тестов, половина пелетона во второй половине практики выкатило на новых покрышках.

В нашей команде, все у кого была такая возможность, сделали также, я в том числе. Несмотря на то, что гонки у нас три и, казалось бы, логичным было оставить дополнительный комплект резины на одну из них, но на самом деле в гонке реализовать преимущество, которое дает новая резина по сравнению с той, что остается после квалификации (с пробегом 5-6 кругов), очень сложно. Дело в том, что пик очень короткий – круг, два, и это если ты вообще успеешь ее прогреть за формовочный круг, а дальше она практически ничем не отличается от чуть-чуть б/у. Первые круги, если ты стартуешь не с поула, в любом случае едешь намного медленней, чем позволяет новая резина. Плюс наш Michelin не так сильно деградирует, как Pirelli в Ф1, например, т.е. за спринтовую (короткую) гонку ни новая ни чуть-чуть б/у резина не умирает настолько, чтобы достигнуть так называемого cliff’a, о котором можно часто слышать в Ф1, поэтому преимущество новой резины в гонке сомнительно, а вот проводить квалификацию после практики на новой резине гораздо легче.

p

Первая квалификация
Стоит отметить, для тех, кто не знаком с регламентом NEC, что квалы у нас две подряд по 15 минут каждая, с перерывом 5 мин между ними. Для 39 участников нормой было бы поделить их на 2 группы и квалить по 20 машин за раз, но организаторы этого сделать не смогли из-за того что слишком поздно выяснилось, что машин так много. В общем, только уже из-за того, что в квале на трассе будет почти 40 машин одновременно, она обещала стать насыщенной событиями – так и случилось.

Мы решили не ждать и выезжать сразу из-за слишком высокой вероятности красных и/или желтых флагов. Под последним нельзя показывать быстрейший круг, т.к. его аннулируют. «Не ждать» в нашем понимании на самом деле означает подождать одну минуту, пока все уедут – только было выстроились у боксов, сессия началась, народ выстроился в очередь у светофора (т.к. в квале проверяют маркировку резины, всегда образуется пробка на выезде из пит-лейна) как, секунд через десять, закапал дождь. Не пошел, а именно закапал. Пошел он позже, когда я был в конце прогревочного круга, а может даже и в конце второго. За следующий круг трасса сильно намокла, причем очень неравномерно. Вся параболика была в воде настолько, что на трассе были видны следы от машин, проехавших полминуты назад. С другой стороны средняя часть трассы была более-менее сухой – можно было снова успеть прогреть резину, но старт-финиш и первые повороты снова были мокрыми. Естественно, как только пошел дождь, несколько человек поубиралось. У меня проблем не было, хотя через несколько минут ехать стало практически невозможно. Дождь не прекращался и сессию остановили красными флагами, загнав всех на пит-лейн.

Как только это произошло, разумеется, дождь остановился. Подождали 10 минут, всем показали табличку “wet practice”, которая означает, что формально разрешена дождевая резина, но все остались на сликах. Сессию возобновили и, если честно, было даже немного страшно выезжать на сликах обратно на трассу, т.к. я на 100% знал, что теперь-то уж точно не смогу их погреть, ибо пока стояли на пит-лейне резина остыла, а со слоем воды на трассе слик не прогреть.

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

В первом повороте относительно пит-лейна убралось человека 2 или 3. Дальше по трассе то там, то здесь, народ разворачивался и вылетал. На 2-м круге, я проорал в радио, что хочу заехать за дождевой резиной, мне опять же сказали «никто не заехал, давай вали».

За 4 минуты (~2-3 круга) до конца, трасса начала подсыхать и приобретать признаки держака. С каждым кругом я снимал секунды по 2-3, а на последнем круге во втором повороте (конец 1-го сектора) меня, слава Богу, обогнал Джоржан Кинг. Сразу бросилось в глаза, что он едет по сухой траектории, хотя я все еще оставался на мокрой. Сначала второго сектора я стал копировать его траекторию, что позволило мне стать 18-м в квалификации.

Вторая квалификация
Моей самой большой ошибкой было то, что я почему-то ожидал трассы примерно как на конец первой квалы (перерыв всего 5 минут), т.е. на 2 сек медленней сухой и, в результате, ехал в достаточно в консервативном режиме, можно сказать не наваливал. Хотя это была, безусловно, ошибка – на деле трасса была абсолютно сухой и поул был в нормальном времени, а я был +2 сек от поула, несмотря на то, что ускорился на 2 сек относительно первой квалы.

Первая гонка
Наверное, самая важная, т.к. по ее результатам определяется стартовая позиция на третью гонку с реверсом первой шестерки. И, надо сказать, она шла очень неплохо.
С инженером старт мы не обсуждали, тренер проинструктировал на формовочном круге «делать все» – вилять, тормозить, ускоряться, загружать стороны, буксовать и т.д. Процедура прогрева резины перед гонкой отличается от квальной. Разумеется, у нас не разрешены «грелки», как в формуле 1.
Когда на решетке я увидел в зеркала сколько машин было позади меня, то ужаснулся - ведь я уже и так 18-й, а сзади был еще 21 человек! Машин было так много, что они не помещались на старт/финишную прямую и последние ряды стартовали из-за поворота.

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

Однако, возвращаясь к гонке – прогреть резину у меня получилось, и старт был великолепным. Дважды избегал крупных завалов, обогнал тучу народу, оборонялся – короче, было всё. Потом, плюс ко всему, был сейфети-кар.

Я думал, что еду где-то 12-15-м ибо на питборд не смотрел, т.к. каждая старт\финишная прямая сопровождалась или атакой или обороной, но оказалось, под сейфети-кар я ушел 8-м (+10 мест), что не могло не радовать. Рестарт тоже был удачным. Сзади был пилот из Fortec, я продержал его может круг, потом он куда-то слился – его обогнал какой-то другой пилот короче, позади меня образовался gap. Я же в свою очередь уперся в 7-го и начал бороться за эту позицию, но недолго счастье длилось.

У меня был очень хороший выход из первого поворота, у него плохой, в результате на прямой ко 2-му я его уже атаковал, он закрылся, я был вынужден сбросить газ. По плану было дождаться, когда он уйдет на широкую траекторию, но самому остаться внутри и протиснуться. В принципе план работал, проблема в том, что: А) я не достаточно поджал пилота на его внешке на входе и в результате, вероятно, попал в мертвую зону в его зеркалах; В) пилот не ожидал, что я вообще полезу и повернул в меня. Удар был не сильный, его, пожалуй, вообще не было, он просто оперся о мой бок, но, вместо того чтобы распрямить машину, он продолжал поворачивать и, в конце концов, его поставило поперек меня, я налетел на его переднее колесо, подпрыгнул, и перелетел через переднюю часть его машины. По тому, как приземлился, понял, что без последствий это точно не обойдется – сразу сказал по радио, что у меня случилось. Но продолжил гонку, однако, после шпильки, которую я просвистел метров на 20 в зону вылета, стало ясно, что переднее крыло осталось где-то в прошлом. Еще через поворот я заметил, что переднее правое колесо подозрительно весит в воздухе – отрапортовал по радио, что у меня прокол заднего левого и поехал в боксы.
В боксах выяснилось, что была сильно повреждена подвеска на заднем левом и не было переднего крыла. Продолжать было невозможно. Так, за 3 круга до конца, я стал тридцать-каким-то вместо 8-го.

Вторая гонка
В интервал между первой и второй гонкой мы разобрали процедуру старта и сделали вывод, что старты надо тренировать отдельно. Мой старт в первой гонке действительно был хорошим, но техника не «по книжкам», а значит вопрос удачи. Короче, вторая гонка, в которой со своего позорного 28-го места терять мне было особо нечего, поэтому я решил ехать еще агрессивней, чем до этого.
Старт вышел не очень хорошим, но все равно я отыграл несколько позиций. Короче, на 2 или 3 круге я был уже 20-й. Но в этот момент случился серьезный замес на старт/финиш прямой, от которого я еле увернулся и из-за которого выпустили сейфети-кар. Наверное, круга три мы пилили под ним по совершенно непонятным, кстати, причинам, т.к. расчистили трассу за один круг. У меня уже руки устали вилять, как наконец-то по радио инженер сообщила, что машина безопасности уходит на этом круге. После Mobil Kurve на прямой в Sachs, как это всегда бывает при рестарте, собралась пробка и только я пристроился в ее конец, как последовал сильный удар сзади, а следующее что я увидел было днище машины машины одного из соперников, буквально пролетающего над моей головой.
Естественно, я доковылял до боксов и сошел, т.к. задняя часть болида отсутствовала.

Третья гонка
В ней мне терять было еще меньше, чем во второй, т.к. я стартовал 31-м из 39-ти. Плохо было то, что передо мной был джентельмен-драйвер, который «до кучи» после формовочного круга спутал свой стартовый бокс с чужим, да протупил старт секунды, наверное, на 2, из-за чего мне пришлось его объезжать и сбросить газ. Короче старт был ужасный. И хоть я и прошел всех хобби-драйверов еще до первого поворота, но сколько-то и слил, т.к. народ позади был не самый слабый – по большему счету сошедшие в 1-й гонке, как и я сам. И, опять же, не долго счастье длилось, однако, в отличие от других разов, в этот – исключительно по моей вине.

Во втором повороте первого круга, я возомнил себя Дартаньяном и, когда мы все были в апексе ряда в 3-4 машин, я оказался в «коридоре» между ними и немного пораньше приотпустил тормоз, т.к. держак позволял и, по моим подсчетам, впереди идущий пилот должен был уже начать разгоняться. Но нет – этот «нехороший человек» не разгонялся или ему мешали, или он сам затупил – не важно. Важно, что я впечатался передним крылом в его заднее колесо да еще и под очень неудачным углом. Удар был очень слабый и я было подумал что «ничего страшного», даже по радио ничего не сказал, но когда промазал на торможении мимо шпильки метров на 20 опять, стало понятно что крыла нет. Заехал в бокс – крыло действительно волочилось под машиной. Поменяли нос и выпустили меня обратно. На этот момент я, вероятно, был на 1 круг позади и начал активно наваливать пытаясь нагнать пелетон.

Если перед стартом третьей гонки я думал, что «31-й – хуже уже некуда», то после первого круга понял, что ошибался. И тут пошел дождь, очень сильный. Сначала неравномерно, но потом водой залило всю трассу. Я угнал баланс тормозов на заднюю ось и по-прежнему ехал совершенно один, разве что к проносящимся мимо пейзажам добавились силуэты болидов вылетевших коллег, завязших кто в гравии, кто в стене. Тем временем дождь усилился, в зеркала я уже ничего не видел из-за воды из-под собственных колес а цель «нагнать пелетон» сменилась на «выжить в дождь на сликах». Я начал жаловаться по радио, что «ехать невозможно» и «и почему еще нет красного флага».
В общем, наконец-то, когда количество вылетов превысило все мыслимые рамки, выпустили сейфети-кар и гонка была остановлена что для меня было очень хорошо, т.к. я хоть и был предпоследним, но хотя бы не в +1 круге. Все переобулись на дождевую резину прямо на гриде, хотя, как нетрудно догадаться, дождь остановился. Через 10 минут гонку возобновили стартом из-под сейфети-кара.

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

Поскольку я опять был позади джентельмен-драйверов, рестарт я слил ибо не могу обгонять до пересечения финишной линии, а они едут в дождь так медленно, что за сейфети-каром не успевают.

В результате пока ты тащишся за «джентельменом» перед ним создается огромный зазор. Пройдя их всех, я «почувствовал силу» – вспомнил дождевую резину и был намного быстрее всех окружающих, особенно учитывая, что половина из них вообще ехала по сухим траекториям.
Но и в третий раз – «недолго счастье длилось», я переусердствовал! Новички обычно едут в дождь мега-осторожно, у меня же был другой случай. Я быстро вспомнил резину, тело вспомнило какие перегрузки допустимы, я быстро нащупал дождевую траекторию и ехал даже слишком агрессивно. За что и поплатился, вылетев несколько раз. Мне все время казалось, что я еду слишком медленно, потому что вокруг не было адекватных маркеров – я знал, что группа в которой я еду из-за замены крыла, медленная и не является ориентиром; мне хотелось поскорей их обогнать и догнать более быструю группу, которая как раз едет в моем темпе. В результате те, кто ехал аккуратней и на 2 секекунды с круга медленней меня, финишировали выше, я же стал 20-м из 26-ти классифицированных.

Выводы
Первая квала была слита исключительно из-за того, что я слишком поздно понял, что трасса высохла достаточно для сухих траекторий. С точки зрения квалы у меня была отличная позиция – вообще без трафика, но она сыграла против меня, т.к. не было ориентиров. По сути меня «спас» Джордан Кинг, тем, что обогнал и «показал» что можно уже ехать по сухой траектории. Чисто по пилотажу, результат на 1,3 секунды быстрей был возможен. Мораль – необходимо больше опыта в изменяющихся условиях чтобы быстрее к ним адаптироваться. Кроме опыта это ничем не лечится, в таких условиях я ездил первый раз.

Вторую квалу я слил сам не знаю почему. Думаю, потому что мозг отказывался поверить, что трасса за 5-7 минут может полностью высохнуть, хотя это было так и верить надо было не мозгу, а телу. Вывод – больше практики. Справедливости ради, стоит отметить что квалы были очень плотные, во второй разница в 0,4 секунды означала 14 позиций.
Сход в первой гонке с 8-й позиции вроде как не совсем по моей вине – по сути соперник повернул в меня. Однако, безопасность обгона всегда в зоне ответственности обгоняющего и в спорных моментах нельзя допускать, что более медленный пилот успеет среагировать или среагирует правильно. Иногда риск оправдан, в моем же случае, гораздо правильней было не лезть на рожон и спокойно пилить за ним еще полкруга-круг, т.к. после меня был зазор и до конца гонки оставалось достаточное количество времени.

Вторая гонка была вполне удачной пока в меня не врезался однокомандник на рестарте. Я реально ничего сделать не мог. Даже если бы я видел, что он летит в меня, хотя оценить по зеркалам это невозможно, отодвинуться было просто некуда – по всей ширине трасса была занята. Вообще такой краш под сейфети-каром не является редкостью - в том году я это видел раза 3, но ни разу не участвовал, все бывает в первый раз.
Из третьей гонки можно делать много выводов. Во-первых, при построении на решетку не надо доверять идиотам впереди тебя, а надо доверять собственным маркерам – это стоило мне старта.
Ошибка во втором повороте, когда я снес крыло о заднее колесо впереди идущего – просто ошибка, я умышленно отпустил тормоз, т.к. мне позволял держак, а чисто по траектории он уже давно должен был начать разгон. Однако, в целом такие ошибки – следствие желания «валить срочно», т.е. ты стартуешь тридцать знает каким и хочешь как можно скорей и, желательно, всё, отыграть. Это не правильно, и фраза «в первом повороте гонки не выигрываются» тут очень кстати, пусть даже поворот и был вторым.

Хоккенхайм-2012: Алексей Чуклин

После рестарта в полностью дождевых условиях, хоть я и вылетал несколько раз, эмоции остались скорее позитивные. Во-первых, приятно порадовало насколько быстро я адаптировался к мокрой трассе и, пожалуй, в первый раз, настолько уверенно себя чувствовал за рулем в дождевых условиях.

Вылеты были не из-за типичных ошибок новичков, типа слишком резкого открытия газа, блокировки колес на торможении, или сухих траекторий, а из-за того что я был слишком быстр и просил слишком многого от машины – больше, чем позволяли условия. Кстати, с вылетами мне очень повезло в том смысле, что каждый раз я был или почти в стене или по колено в гравии, но мне как-то удавалось выбраться.
В целом уик-энд все-таки позитивный. Да, было мясо, но не такое как на первой гонке Еврокубка в этом году, где один пилот располовинил машину и сломал ногу, а другой бедро. Да, были красные флаги в одной квале и одной гонке, постоянно меняющиеся условия, во всех гонках был сейфети-кар, но все это – хороший опыт ведь больше никак не научишься ездить в таком месиве, кроме как собственно в нем поездив. Да и вообще в начале сезона всегда такая жесть. Дальше, когда народ наберется опыта, особенно картингисты, будет лучше.
Так прошел первый уик-энд 2012 года для россиянина Алексея Чуклина.

А мы напомним, что данный блог будет полезен и интересен не только для тех, кто просто интересуется автоспортом, но и для тех, кто хотел бы им заниматься на профессиональном уровне. Алексей, при написании блога, делает очень трудоемкий, интересный и, безусловно, нужный труд. Аналогов такому блогу единицы во всем мире, а в рунете, возможно, и вовсе нет. Блог пишется очень доступным и понятным для всех языком.

От редакции нашего портала OpenRacing.ru пожелаем Алексею дальнейших успехов в автогонках и, безусловно, ждем новых историй в его блоге.