Войти

Чемпионат России-2019 по трофи-рейдам завершен

трофи-рейды

Заключительное соревнование сезона-2019 дисциплины «трофи-рейды» состоялось 26-30 сентября в окрестностях поселка Старая Малукса Кировского района Ленинградской области.

По итогам прошедшей гонки в зачетах ТР1, ТР2 и «Абсолютный» определены чемпионы по трофи-рейдам России, а так же обладатели Кубка России.
Борьбу за призы и титулы повели 49 экипажей участников ЧР и КР, представляющих 26 городов и России и их областей. Спортсмены прибыли из Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО, Саратова, Сочи, Тольятти, Уфы, Белгорода, Барнаула, Апатитов, Богородска, Пензы, Новосибирска, Омска, Брянска и Брянской обл., Смоленска, Ульяновска, Липецка, Карпинска Свердловской обл., Костомукши, Калининграда, Твери, Нижнего Новгорода, Воронежа, Черкесска, Перми, Владимира. Также в российском первенстве принял участие экипаж из республики Беларусь (гг. Минск, Слоним).

Итоговое соревнование была разделено на четыре спортивных дня, три из которых прошли в формате линейной гонки и один — в формате ДСУ (короткого зрелищного спецучастка на рельефе вблизи базового лагеря.
Трасса представляла собой суммарно около 200 км бездорожья для каждой зачетной категории: лесные дороги, гати, болота, затопленные просеки и прочие труднопроходимые места, созданные природой этой местности. Самый короткий спецучасток (СУ) составил по протяженности 40 км, самый длинный — 80 км. Нормативы времени преодоления СУ — от 7 до 12 часов. В среднем 80 км трассы на трофи-рейдах экипаж преодолевает за 10 часов.

трофи-рейды

Осенний этап всегда предполагает сложные погодные условия плюс меняется длина светового дня, из-за чего все спецучастки, к сожалению, заканчиваются в темное время суток. С погодой в Лен. области спортсменам относительно повезло: проливные дожди, типичные для данного региона в это время года, зарядили сразу же после соревнования. Вода в водоемах еще не успела остыть, возле нее по ощущениям было даже теплее. Днем температура воздуха стояла около 10°C, а ночью опускалась до +2°C. Спортсмены готовы к таким погодным условиям: наличие экипировки, сменной одежды регламентировано правилами.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ, ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ
Символическим открытием гонки стало торжественное поднятие флага России после административных и технических проверок — этой чести удостоились спортсмены с Алтая (г. Барнаул), проделавшие самый долгий путь к болотам Ленинградской области. Старт первого боевого спецучастка состоялся утром 27 сентября.
На предстартовом брифинге председатель Комитета по трофи-рейдам, попросил спортсменов быть готовыми к серьезной работе с первых километров и объявил, что вполне ожидаемо некоторые участники задержатся на трассе дольше, чем этого позволяет норма времени.

Алексей Голубев, председатель Комитета по трофи-рейдам: Несмотря на то, что гонки в данной местности проходят с начала 2000-х годов, именно эта трасса, которая подготовлена для заключительной гонки сезона-2019, является самой тяжелой за все время проведения соревнований по трофи-рейдам.

День 1: СУ1
Для основной массы спортсменов-участников болотистая местность Ленинградской области не является домашней стихией. Большинство участников не справились с первым же болотом на СУ1. Тем, кому удалось преодолеть первую «ловушку», радоваться долго не получилось — усталость после первой части трассы привела к веренице ошибок, а те, в свою очередь, к потере времени на второй болотистой части.
Предупреждение организаторов оказалось пророческим: СУ1 смогли завершить только 6 экипажей категории ТР1, все остальные не уложились в норму времени, отведенную на прохождение СУ.

Алексей Голубев, председатель Комитета по трофи-рейдам РАФ: Ситуация, что никто не «берет» спецучасток, не частая, но вполне штатная на трофи-рейдах. Но в этом и заключается специфика гонок по бездорожью: у нас нет кольца, нет асфальта. Трасса первого дня была действительно тяжелой, о чем все участники были предупреждены на брифинге. При составлении трассы мы учитываем максимальное кол-во факторов, влияющих на ее состояние, таких как погода, состояние грунта, уровень осадков, количество проезжающей техники. Для каждой машины в спортивном канале один и тот же отрезок трассы не будет одинаковым. Поэтому точный прогноз прохождения спецучастков каждым экипажем дать крайне сложно — организаторы не могут напрямую влиять на все вышеперечисленные факторы.

Начало гонки без зачета на первом же спецучастке внесло некоторую сумятицу в ряды спортсменов, а организаторов побудило скорректировать трассу и расписание следующего дня.

День 2: ДСУ
Самая удобная для просмотра часть соревнования собрала множество зрителей и болельщиков. Здесь же к участникам Чемпионата и Кубка России присоединились экипажи первой официальной гонки вездеходов — «Вездеход-трофи».
За победу на ДСУ можно заработать до 15 % от максимального количества баллов по таблице поощрения РАФ, поскольку такой тип спецучастков имеет пониженный коэффициент. Победитель ДСУ в случае равенства заработанных баллов получает преимущество.
Победу на ДСУ впервые разыграли по олимпийской системе на вылет в каждой зачетной категории: четверки и тройки, затем четверть-финал, полуфинал и финал.
Участники положительно приняли новый формат — очень адреналиновый и динамичный — с контактной борьбой на рельефном ландшафте, где сложно совершать обгоны и не перевернуть автомобиль.

День 3: СУ3-4
Болота утяжелились, проселочные дороги разбила спецтехника, из-за чего средняя скорость участников сильно упала. Чтобы позволить спортсменам уложиться в норматив, дистанцию дня укоротили, удалив некоторые сложные места и дополнительные петли. Компоновка трассы такова, что организаторы смогли легко и оперативно внести изменения с учетом сложившейся обстановки. Несмотря на корректировки, составной СУ3-4 оказался по мнению участников самым сложным испытанием за всю гонку.

День 4: СУ5
Окончательное решение по результатам первого СУ комисиия спортивных комиссаров (КСК) приняла лишь в заключительный день гонки.
После рассмотрения представленных экипажами данных маршрута движения на СУ1, комиссары не нашли возможности определить спортивный результат, поэтому всем экипажам зачетных категорий ТР2 и Абсолюта назначили за СУ1 незачет, то есть 0 очков. Так что СУ5 по уровню сложности трассы оказался менее суровым, нежели по уровню накаленности нервов. Именно здесь для многих решилась судьба титула чемпиона и Кубка России по трофи-рейдам сезона 2019.

трофи-рейды

ЗАЧЕТЫ
ТР1

Заявки на участие в соревнованиях, организованных комитетом по трофи-рейдам РАФ, принимаются фактически до старта гонки. Исторически так сложилось, что экипажи с самыми высокими рейтингами последними высылают заявку, чтобы до старта сохранить интригу. Так, непосредственно перед закрытием приема заявок об участии в категорию ТР1 заявились сразу два титулованных спортсмена в разных экипажах. И пилот Сергей Володин, чемпион России по трофи-рейдам 2017 года в категории ТР2, пропустивший прошлый сезон, и штурман Вадим Седов, не выступавший около семи лет, отлично знакомы с регионом проведения гонки. Их присутствие подогрело ажиотаж среди болельщиков и участников, хоть и не повлияло на исход борьбы.
Изначально все шансы были у экипажа действующих чемпионов на ГАЗ-69 — Владимир Тимошин/ Александр Сеньков из Брянской области. Они одержали две победы подряд на предыдущих этапах и чувствовали себя максимально уверенно на лидерской позиции.

Одним из серьезных конкурентов «Газика» Тимошина являлся УАЗ "Зебра«из Саратова. Если бы экипаж № 15 -Игорь Богословский/ Андрей Махновец — финишировал на этой гонке первым, а экипаж лидеров ниже 9-й позиции, чемпионство ушло бы от действующего чемпиона к саратовским спортсменам. Но «Зебру» с самого начала настигли технические проблемы, поэтому не смогли финишировать, а Тимошину с Сеньковым какое-то время особо благоволила Фортуна. Сначала им удалось пройти СУ1 со вторым результатом, что принесло им дополнительные баллы и облегчило задачу в борьбе за победу. В числе экипажей счастливчиков оказались и обе «Тойоты» основных соперников — под пилотированием Воробьева (№ 13) и Шкурова (№ 11) — они тоже завершили СУ1.
Но затем экипаж Тимошин/ Сеньков единственный из основных фаворитов класса не получил баллы на ДСУ. Так борьба в ТР1 за призовые позиции приобрела пикантность и особо обострилась к финалу гонки.

Все, кто лидировали в ЧР, в итоге прошли трассу полностью. Действующие обладатели Кубка России, экипаж № 13— Воробьев/ Швец—Тэнета-Гурий хоть и постарались максимально и даже выиграли заключительный спецучасток, но их надежды забрать Кубок домой не оправдались. Переходящий приз в зачете ТР1 отправился в Коломну с экипажем № 11 Валерий Шкуров/ Сергей Солнцев.
На СУ5 по уровню экстремальной пунктуальности брянский «Газик» переплюнул всех — успел финишировать за одну минуту до окончания нормы времени. Экипаж Тимошин/ Сеньков почти всю трассу проехали с лопнувшей рулевой сошкой — не могли атаковать и берегли машину, поскольку понимали, что в случае остановки на трассе, им пришлось бы покинуть гонку.

Владимир Тимошин, пилот экипажа № 10: Трасса идеальной сложности, на выносливость: легкого не было вообще ничего, были болота разнообразные. Здесь машина должна быть подготовлена на все 100 %, а члены экипажей — на 110. Я думал, что хорошо стараюсь, но для такой трассы надо технику готовить еще надежнее, а экипаж — даже не знаю, чем кормить, чтоб лучше бегали.
Чемпионами стали действительно те, кто выдержали и по физической подготовке, и по трассе, а не по бумажкам, как говорится. Заруба была жесткая. Местами думали машину поберечь — но не было тут таких мест, все время работали на максимум. Баллов хватило: наш основной конкурент на трассе— экипаж Игорь Богословский/ Андрей Махновец — не финишировали на трех спецучастках, так что если б мы восьмыми были, он должен был прийти первым, но нам повезло — мы третьи.

Тройка победителей ТР1 на 3-м этапе ЧР и КР:
1. № 11 Toyota LC — Валерий Шкуров / Сергей Солнцев (Коломна) — 185,45 баллов;
2. № 13 Toyota LC — Борислав Воробьев/ Егор Швец-Тэнэта-Гурий (Москва) — 171,89 баллов;
3. № 10 ГАЗ 69 — Владимир Тимошин/ Александр Сеньков (Брянская обл.) — 153,6 баллов.

ТР2
Напомним, что экипажи лидеров этого зачета набрали одинаковое количество очков за прошедшие этапы. Но действующие чемпионы России на «Тойоте» вновь обошли УАЗоводов Лучкиных. И вовсе не потому что УАЗ подвел, наоборот, самый популярный отечественный внедорожник с честью выдержал все испытания сложнейшей трассой, не считая ситуации с несработавшим пневмороспуском лебедки на ДСУ.
Всю гонку тройка фаворитов класса оставалась неизменной, с одной лишь только переменной — постепенно нарастающий гандикап Прошина с Коротаевым и отставание братьев Лучкиных, за которыми стабильно держался экипаж отца и сына Щекиных на «Ниве» под номером № 28. Но на финальном спецучастке Щекины не получили баллов, так что из тройки лидеров их потеснил экипаж № 22 на «Тойоте» — Кречитов/Халабуденко.

Александр Прошин, пилот экипажа № 20: УАЗ на сегодняшний день стал ехать намного быстрее, чем раньше, и доставлял нам кучу хлопот на трассе. Но трофи — это в первую очередь борьба характеров, борьба людей, а не машин. Это работа над собой. Мы много тренировались и были готовы побеждать. Но я думаю, что занятия спортом, которым я раньше занимался, он дал большие задатки — я КМС по боксу, и вот эту целеустремленность, которую в мой характер заложил бокс в юношеские годы — биться во всю силу и не сдаваться до последнего — сыграло свою роль. В боксе нельзя пять минут побегать по рингу и отдохнуть, не успеваешь — так и здесь, особенно на этой сложной трассе. Следующий сезон мы пропустим — дадим дорогу молодым в ТР2. Но пусть никто не расслабляется: мы будем строить новую машину для участия «Абсолютном» зачете.

Тройка победителей ТР2 на 3-м этапе ЧР и КР:
1. № 20 Toyota LC — Александр Прошин / Алексей Коротаев (Костомукша, С-Петербург) — 215 баллов;
2. № 35 УАЗ — Андрей Лучкин/ Роман Лучкин (Смоленская обл.) — 184,26 баллов;
3. № 22 Toyota LC — Владимир Кречитов/ Артем Халабуденко (Москва, Брянская обл.) — 140,3 очков.

АБСОЛЮТНЫЙ
Самые жестокие баталии ожидались здесь — даже бывалые не строили прогнозов. Особенно сложная для прототипов трасса могла радикально изменить положение в турнирных таблицах даже для опытных спортсменов. Но надо отдать должное участникам самой профессиональной зачетной категории — здесь победители гонки, «завалив» первый спецучасток, максимально справились с прохождением основной дистанции, хотя в процессе соревнования тройка лидеров постоянно менялась.
Главный кандидат на получение звания чемпиона — экипаж со стартовым номером 1 на борту прототипа ТРХ Виталий Лубешкин с Алексеем Шохиным сначала пропустил ДСУ из-за поломки мотора и замены его на новый, затем на СУ3-4 спалил второй мотор на трассе. Преодолев сомнения, оформлять сход или менять двигатель в третий раз, экипаж № 1 выбрал ремонт и продолжил гонку.

трофи-рейды

Щекотливость ситуации сохранялась до конца гонки, пока еще один экипаж, претендующий на чемпионство, — Андрей Пономарев/ Вячеслав Зейтунян — не оформил сход. Их прототип RB-1 «Пума» подготовки команды Offroad Wolves по причине поломки турбины остановился на СУ3-4 за 15 км до финиша, а затем не смог завершить и СУ5. В свою очередь Лубешкин наконец получил зачет за финальный спецучасток, чем сбалансировал количество набранных очков и удержал первенство в чемпионате за собой, хотя занял лишь шестое место в классе на соревновании.
Впечатляющий результат на соревновании показал пензенский экипаж на протоипе «Альфа» — Сергей Жулябин/ Антон Алексеев. Пилот экипажа — человек с большим опытом езды по бездорожью на квадроцикле, впервые выступал в ЧР по трофи-рейдам на автомобиле. Экипаж под пилотированием пензенского спортсмена сразу вырвался в лидеры зачета, выгирав все спецучастки, кроме последнего, а на котором лучший результат показал его основной соперник — экипаж из Богордска на УАЗ.
За третье место поспорили два семейных экипажа — Алямовских под № 4 на прототипе «Мощщ» и Дановых под № 8 на Great Wall, завершившие гонку с одинаковым количеством баллов. Преимущество на ДСУ сыграло решающее значение в пользу Елены и Дмитрия Алямовских. Алямовские столкнулись с необходимостью безотлагательного ремонта и не завершили СУ3-4, Дановы не завершили СУ5. Примечательно, что экипаж Алямовских — единственный на этом соревновании, кто обслуживал свой автомобиль самостоятельно, без помощи механиков.

Елена Алямовская, пилот экипажа № 4: Техника должна быть крепкой, но ее беречь нужно обязательно. Пусть у тебя большая железная машина с мощностью в 500 коней под капотом, это не значит, что на ней можно бездумно лупить по колее. Тактика планомерного движения и бережного отношения к технике привела нас на финиш и к тем результатам, которые мы получили.
Первый день у нас был крайне тяжелый — провели 16 часов в болоте. ДСУ пройдено чисто, машина цела, зачетные очки получены. Третий день оказался для нас грустным: как только мы добрались до болота, обнаружили, что у нас пропал передний привод. Если б не было блокировки, мы бы все равно поехали просто для зачета — с траками, да, это тяжело, но я умею ездить аккуратно по болоту, а без переднего моста это категорически невозможно, поэтому было принято решение отправиться на ремонт. Для нас слитый СУ — редкость, так что настроение было несколько напряженное, но мы привыкли бороться до конца. Нагнали своих на финальном спецучастке — трасса была скоростная, ходовая, рабочая, но отнюдь непростая — много воды, пару болот. Результатом мы все равно довольны, хотя, конечно, с учетом такой чехарды между лидерами, хотелось запрыгнуть выше.

Тройка победителей абсолютного зачета на 3-м этапе ЧР и КР:
1. № 38 прототип «Альфа» — Сергей Жулябин/ Алексеев Антон (Пенза) — 198,4 балла;
2. № 36 УАЗ — Андрей Резвяков/ Вадим Раков (Богородск Нижегородской обл.) — 193,99 баллов;
3. № 4 прототип «Мощщ» — Елена Алямовская/ Дмитрий Алямовский (Раменское Московская обл.)— 79,57 баллов.

СЛАВА ЧЕМПИОНАМ
Тройки призеров каждого класса были награждены в базовом лагере сразу после финиша заключительного этапа сезона. Вручение официальных званий и наград пройдет в Москве на ежегодной церемонии чествования победителей всех автоспортивных дисциплин РАФ под названием «Бал чемпионов».

После подсчета заработанных очков, стали известны имена чемпионов России по трофи-рейдам сезона-2019:
Зачет ТР1: Владимир Тимошин/ Александр Сеньков;
Зачет ТР2: Александр Прошин / Алексей Коротаев;
Зачет «Абсолютный»: Виталий Лубешкин/ Алексей Шохин.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО...
...самый долгий путь до гонки проделали спортсмены из Барнаула — около 4000 км. К участию в гонке были допущены три экипажа, лучший результат среди алтайцев показал экипаж Павел Витман/ Артем Пинаев — УАЗ под стартовым номером 32 замкнул топ-5 в ТР2 по итогам соревнования.
...самыми активными любителями гонок по бездорожью на заключительном этапе можно назвать спортсменов из этого региона— 14 жителей Брянска и его окрестностей приняли участие в финальной гонке сезона.
... одинаковые фамилии первого и второго пилота значатся в девяти экипажах, которые соревновались на самой сложной трофи-рейдовой трассе сезона 2019.

ЧТО ОДНОМУ ХОРОШО...
В ЧР и КР по трофи-рейдам могут принимать участие представители других государств. Темной лошадкой соревнования считался экипаж Олега и Александра Наташкиных (отец и сын) из Беларуси. Экипаж успешно выступает на национальных и международных трофийных соревнованиях, но в Чемпионате и Кубке России принимал участие впервые, равно как и вывел свой переподготовленный автомбиль Suzuki Samurai на болотистую трассу.
В течение гонки семейному экипажу не преодолел болота, но справился с ДСУ — показал второй результат в ТР1. По итогу соревнования спортсмены из Белоруссии заняли 9-е место, попав в топ-10 итоговой классификации на 3-м этапе ЧР.

Информация: Агентство «АВТОСПОРТМЕДИА»