Войти

Тимур Тимерзянов: Бороться интереснее, чем просто лидировать!

Тимур Тимерзянов

Российский участник Чемпионата мира по ралли-кроссу Тимур Тимерзянов во время прошедшего в столице Латвии девятого этапа первенства планеты ответил на несколько вопросов для Интернет-портала Openracing.ru.

Этот визит в Ригу запомнится не только выходом в финал соревнований, но и аварией в первом квалификационном заезде, во время которого ваш автомобиль перевернулся через крышу. Как же так получилось?
Моя досадная ошибка в повороте вскоре после старта. Хотел проехать как можно острее, и слишком сильно забрал внутрь. Зацепил баллоны, перевернулся и лёг на бок.

Я заметил, вы держитесь за плечо. Надеюсь, обошлось без серьёзной травмы?
Да нет, травмы я не получил. Авария, конечно, смотрелась зрелищно, но на самом деле была не серьёзная, на небольшой скорости. И машина особенно не пострадала. Только визуально — крыша. Досадно, обидно. Такое бывает. А левое плечо и так уже больное. Бывали случаи, когда в авариях руль выбивает из рук. В этом случае вылетает плечо.

Тимур Тимерзянов

Подобные сходы сильно ухудшают шансы на возможный выход в полуфинальную стадию?
Сейчас в подобной ситуации в первую очередь жаль то, что теряются очки, которые нам нужны в личном и особенно в командном зачёте. Неудачные этапы в Швеции и во Франции несколько ухудшили ситуацию. Антон Марклунд подтягивается, плюс Лиам Доран тоже недалеко. Командный зачёт для нас важнее. Стоит задача удержать второе место.

Тимур Тимерзянов

До окончания очередного сезона остаётся совсем немного. Наверное, можно подвести какие-то предварительные итоги?
В общем, получился достаточно хороший и интересный год. Я смог вернуться на подиум. Была завоёвана первая победа. К сожалению, не удалось избежать ошибок личного характера. Не всегда присутствовала полная уверенность в управлении машиной, поэтому порой возникали какие-то досадные огрехи. По этой причине часто не удавалось попасть в финал, оставаясь буквально в шаге от цели. С Абу-Даби это началось и потом продолжалось. В Эмиратах я пропустил на торможении Дорана, а ведь шёл последний круг — нужно было просто дотерпеть и удержаться. В Барселоне мы перемудрили тактически — cтартовали в полуфинале третьими, решили, что всё уже у нас в руках, а соперники поставили свежие шины и переиграли нас. Затем была победная гонка в Спа. Там Андреас Баккеруд ошибся, подарив мне шанс. В британском Сильверстоуне мы в нужный момент не угадали с настройками. В Норвегии — не смогли перестроиться в дождь, выступая на новом моторе. В Швеции — была очень обидная дисквалификация, за нарушение пределов трассы. Я до сих пор считаю, что судьи неверно отсудили тот уик-энд — они не рассматривали каждый случай индивидуально, давали штрафы даже в том случае, если ограничительный колышек был задет краем заднего крыла. В Канаде, не смотря на завоёванный подиум, была помарка в финале, которая стоила мне более высокого призового места. В общем, есть над чем работать.

Тимур Тимерзянов

Насколько я помню, в новостях межсезонья говорилось о том, что вы собирались существенно поработать над мотором к текущему году. Удалось улучшить машину в данном компоненте?
Да, был сделан двигатель нового образца. Жаль, мы проехали на нём недостаточное количество тестов. В чём-то от него уже есть преимущество, а в чём-то его ещё нужно дорабатывать. Лично мне на нём ехать проще, потому что он достаточно эластичный, тяговитый, с хорошей реакцией. Но вот по максимальной мощности он, возможно, не слишком удачно подходит к турбине. Ещё у него слишком большой крутящий момент, что ломает коробки передач. В идеале крутящий момент нужно будет уменьшать.

Тимур Тимерзянов

Победа в Бельгии как-то изменила ваше гоночное мировоззрение и мотивацию?
Если честно, то сам финал в Спа оказался достаточно скучным. Не было какой-то захватывающей, навязчивой борьбы. Я понял, что ралли-кросс для меня интересен, прежде всего, в плане борьбы. Нужен «экшн»! А просто ездить всё время лидируя — это скучно! Мне даже немного жаль Юхана Кристофферссона, который доминировал в World RX прошлые пару лет. Это ведь скучно постоянно легко приезжать к финишу первым.

Чемпионат мира пополнили новые этапы в Бельгии и Эмиратах. Что можете сказать о них?
В Спа-Франкоршам получилась хорошая, динамичная трасса. Интересен гравийный финишный поворот. Единственное — там, похоже, недооценили наши суперкары в плане нагрузки на грунт и мы там раскопали все, что только могли. В Абу-Даби тоже интересный трек, как и в Бельгии построенный на базе автодрома Формулы 1. Нужно отметить сильную жару. Мы убедились, что в таких условиях мозги работают не так, как надо. У участников было много нелепых ошибок. Кроме того, были неприятные инциденты, связанные с конфигурацией и поребриками. Нам обещали, что к будущему сезону там изменят эти аспекты, чтобы улучшить безопасность.

Тимур Тимерзянов

Ходят слухи, что в недалёком будущем Мировой ралли-кросс может посетить Россию. Есть ли у вас какая-то информация?
Диалог идёт! Я лично выступал в роли одного из инициаторов. Была мысль сделать этап Чемпионата мира по ралли-кроссу открытием строящегося неподалёку от Санкт-Петербурга автодрома. Были встречи с руководящим составом трассы. Были обсуждения возможных тренировок и тестов, но пока ещё нет договорённостей о том, кто возьмёт на себя затраты. Переговоры с IMG прошли. Сейчас их представители ждут приглашения, чтобы посетить трассу и оценить её готовность.

Речь идёт о гонке уже в 2020 году?
Да, речь идёт о 2020. Мы хотели бы как можно скорее получить российский этап, но многое зависит от того, какие именно гонки останутся в календаре, а какие — покинут первенство мира. У некоторых соревнований уже есть заключённые контракты, у некоторых — нет. Будет непросто, конечно, но, надеюсь, что всё получится.

Тимур Тимерзянов

Очень вероятно, что Чемпионат мира останется без латвийского этапа. Он для вас чем-то особенный или равный среди прочих?
Рига — этот тот случай, когда всегда приезжает большое количество российских болельщиков. Граница рядом и много русскоговорящих. Очень комфортно, что всё расположено в черте города — можно легко добраться до центра, гостиницы рядом. Трасса удобная для зрителей. Для нас, гонщиков, она тоже интересна — ходовая, техничная. Есть, конечно, нюансы. Я, например, не люблю такого рода первый поворот, как здесь. Короткая стартовая прямая и «перекладка». Что в бельгийском Метте, что во Франции, что здесь в Латвии после старта ничего нельзя сделать по внешней дорожке. Даже выигрывая полкорпуса, ты ничего не можешь поделать. Получаешь потом от кого-нибудь в первом повороте тычок. Это не слишком приятно.

Тимур Тимерзянов

Понятно, что ещё слишком рано говорить предметно, но, может быть что-то уже известно о планах на будущее?
После этого гоночного уик-энда будем садиться и думать, что у нас получается или не получается. Нужно понять, насколько наша нынешняя команда готова сделать новые шаги вперёд в техническом плане. Другие коллективы не стоят на месте и конкуренция возрастает. Если до середины чемпионата мы могли уверенно заявить, что являемся одними из быстрейших, то сейчас это уже не так. Многие здорово подтянулись. И Renault, и Audi. Теперь мы уже не всегда можем дать отпор. Да, мы выигрываем что-то на старте, а затем по ходу дистанции соперники быстрее и стабильнее нас. Моя позиция, и позиция моих спонсоров такова, что в коллективе должен быть быстрый гонщик, который мог бы помочь бороться за высокие места в командном зачёте. Никлас Гронхольм в этом сезоне всегда быстр и он хороший напарник. Так что, в принципе, я бы хотел остаться в GRX.

Тимур Тимерзянов

В пятницу я заметил вас на презентации нового электрического ралли-кроссового автомобиля. Какие у вас впечатления от увиденного и услышанного о Projekt E?
Эту машину я видел в 2017 году, когда стартовал в коллективе STARD Манфреда Штоля. Тогда она была построена на базе Peugeot категории Super 2000. Сейчас они перекинули тяговое электрооборудование на более современный ралли-кроссовый кузов.

Тимур Тимерзянов

Мне показалось, вы несколько скептически обсуждали увиденное с Герленом Шишери, гонщиком и руководителем команды GC Kompetition.
Там до сих пор остаётся много непонятного. У Шишери я спросил, есть ли у него планы переделать хотя бы одну свою машину в «экологически чистый продукт». Он сказал, что всё может быть, однако он пока не понимает, как будет сделана оценка того комплекта оборудования, который стоит внутри. Сейчас есть два варианта по двигателю, по мощности и по всему остальному. Кроме того, в STARD предлагают опцию, когда любой автопроизводитель может отправить им свой мотор, а они добудут из него такую же исходящую мощность, как сейчас на их прототипе. Получается, они могут контролировать выходящие параметры и это выглядит не совсем правильно, поскольку ключевой технический элемент оказывается под контролем у кого-то в одних руках. В случае электроприводной техники можно запрограммировать тягу так, чтобы вне зависимости от степени нажатия на педаль газа, техника обеспечивала оптимальный зацеп колёс с покрытием. Будет сложно проверить, как именно у кого запрограммирован автомобиль и это вызывает вопросы. Не следует забывать, что Projekt E — это всего лишь гонки поддержки Чемпионата мира. Стоит ли для этого вкладываться? Я бы пока не рискнул. Для кого-то, впрочем, это будет хороший выход. Допустим, есть старая машина, у которой уже устарели двигатель и трансмиссия. Новые, современные стоят довольно дорого. Тогда можно переделать старое шасси с предлагаемым электрическим китом и выступить в новой серии. Почему бы нет?

Текст: Дмитрий Прибылов
Фото: FIAWorldRallycross.com