Войти

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров о выступлении на Shell Helix Rally Estonia

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

По окончании Ралли Эстония российский экипаж в лице гонщика Николая Грязина и штурмана Ярослава Фёдорова ответил на несколько вопросов для Интернет-портала OpenRacing.ru.

Ваши впечатления от прошедшей гонки?
Николай Грязин:
Лично для меня это второе Ралли Эстония. В прошлый раз здесь было классно, а сейчас — ещё лучше! Больше зрителей. На допах появились трамплины. Прыгаешь высоко, а затем долго летишь вперёд. Несмотря на злополучную ошибку с трамплином на СУ1, мы довольны тем, как прошла эта гонка. Задачей было показать как можно более высокую скорость, и, судя по количеству выигранных спецучастков, можно считать, что мы с ней справились.
Ярослав Фёдоров: В этом ралли я участвую уже в третий раз и очень заметно, что с каждым годом оно растёт по уровню организации. В связи с этим не удивительно, что Ралли Эстония получило статус промоушн-гонки WRC. Отдельно хочется отметить атмосферу и болельщиков. Складывается ощущение, что на соревнования собралась половина Эстонии и это очень круто! Нам, участникам большего и не нужно: интересные спецучастки, отличная организация и толпы болельщиков, для которых хочется ехать зрелищно.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

А что произошло на том самом прыжке, который лишил вас возможности побороться за итоговую победу в категории R5?
Н.Г.:
Так получилось, что мы улетели гораздо дальше, чем планировали. Потом, по ходу ралли, мы довольно бодро прыгали на подобных трамплинах, и всегда получалось приземляться именно там, где нужно. Следовательно, теперь у нас получается лучше анализировать прыжок.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

То есть использовать Эстонию для хорошей подготовки к Финляндии — получилось?
Н.Г.:
Да. С точки зрения технической подготовки, нам удалось попробовать разные варианты настроек. Удалось подобрать оптимальные редукторы и подвеску, которые будем использовать в Финляндии. Кроме этого с точки зрения гонщика — кайфанули! Было здорово «бодаться» с Оливером Солбергом за победы на допах. С ним очень непросто соревноваться — весьма серьёзный соперник растёт. Пока не везде получается его достать. Где-то получается быстрее проехать, а в некоторых моментах... Вроде бы едем так же, а лучшее время у него. Пока сложно понять, в чём именно скрыта эта разница.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Не в автомобиле ли дело?
Н.Г.:
Может быть. Знаем, что ребята над машиной очень много работают, потому что изначально Volkswagen не был идеальным автомобилем. Да, у них может быть машина хорошая, но и нам грех жаловаться. У нас Skoda хорошая, доработанная. Так что в первую очередь пытаемся найти резерв в себе, а уже потом ищем причины в гоночной технике.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Вы участвовали в этапах Чемпионата мира. Если оставить в стороне состав участников, то насколько сильно Ралли Эстония отличается от гонок WRC?
Н.Г.:
По организации здесь в Эстонии всё на уровне топовых мероприятий. Даже в WRC есть места, где организация не такая крутая. Нам, гонщикам на Ралли Эстония намного проще. Всё спокойнее. Допы короче. Лиазоны короче. Ознакомление менее интенсивное и не такое длительное, как на первенстве планеты. Остаётся больше свободного времени на отдых, подготовку и ремонт. В WRC у тебя два дня безвылазно — ознакомление. Затем три дня безвылазно — сама гонка. Ни поесть толком, ни поспать. Всё решается бегом, «на коленке».

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Во время гонок вы регулярно радуете своих болельщиков видео и инсайдерской информацией с мест событий. Чья была идея?
Н.Г.:
Изначально это была идея Ярика, который, в своё время, снимал Porky Inside. Он лучше может об этом рассказать.
Я.Ф.: Я начал снимать обзоры в те времена, когда выступал в России. Основной задачей было показать раллийную «кухню» изнутри. Болельщикам такой формат понравился, и они очень просили продолжать его, когда я начал работать с Николаем. Конечно, на этапах Чемпионата мира не всегда есть время на подобные вещи. С другой стороны показать хочется гораздо больше, поскольку для некоторых это единственная возможность взглянуть на WRC глазами участника. Кроме того, SRT, наша команда — это коллектив мирового уровня и многие наработки, технические решения, применяемые здесь, и опыт могут помочь начинающим спортсменам. К сожалению, сейчас нет возможности делать видео на более качественном уровне, поскольку для этого нужна съёмочная группа, профессиональный монтаж и так далее. Нынешний формат stories в Инстаграм позволяет выкладывать обновления оперативно — сразу после финиша очередного допа в более«личном» и неофициальном формате. Многим такой подход кажется интересным.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Штурманы гораздо реже в центре внимания, поэтому мне бы хотелось задать несколько вопросов по вашей специфике работы. Знаю, что из-за прыжков у экипажа часто страдает спина. А как штурману при тряске, на скорости, удаётся читать стенограмму? И не «садится» ли зрение?
Я.Ф.:
Больше всего страдают спина и шея, поэтому, прежде всего, нам нужно готовить именно эти группы мышц. У меня изначально хорошее зрение и пока, к счастью, вроде не подводит. Плюс, пишу стенограммы достаточно крупно — так легче читать. Тряска? Благодаря нашим инженерам по подвеске на самом деле трясёт не так уж сильно.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Читая, чем определяете прохождение поворотов по ходу спецучастка? Периферийным зрением или, пардон, пятой точкой?
Я.Ф.:
Всем! (Смеётся — прим.) Всё тело в работе! И пятая точка далеко не последнюю роль во всём этом играет.

Чем отличаются стенограммы асфальтовых и гравийных ралли?
Я.Ф.:
На асфальте плотнее запись. Особенно если взять ту же Корсику, где очень много поворотов. На гравии просто нужно точку чтения чуть дальше уводить, потому что присутствует инерция — автомобилю нужно установиться, а для этого требуется большее расстояние.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Часто ли во время гонки или тестов Николай вас пугает?
Я.Ф.:
Сейчас уже нет. Прошлые гонщики, с которыми я выступал, были медленнее, но и техника была хуже. С Колей я ездил максимально быстро. С ним мы уже давно работам вместе — многое проехали, многое повидали, поэтому эпизоды, которые других могут напугать для нас уже просто рабочие моменты.

Николай Грязин и Ярослав Фёдоров

Кто из вас двоих лучше справляется с ремонтом во время вынужденных остановок?
Я.Ф.;
Если говорить о технической грамотности и возможности срочного ремонта автомобиля, то тут мы пока не можем похвастаться огромным опытом, однако при этом стараемся периодически устраивать себе «тренинг» на тестах или на базе команды. Можем своими силами заменить элементы, которые имеются с собой на борту — рулевую тягу, рычаг подвески и тому подобное. А вот замену колеса мы выполняем вместе, при этом каждый отвечает за свои определённые действия. Я достаю домкрат, поднимаю машину, приношу запасное колесо и убираю пробитое. Николай откручивает и закручивает гайки. В этом случае можно сказать, что у него более точная работа, а у меня — физическая. Но в любом случае, скорость замены колеса определяется согласованностью действий обоих членов экипажа. В идеале мы меняем колесо менее чем за минуту!

Текст: Дмитрий Прибылов
Фото: nikolay-gryazin.com